Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоги приближают к донастройке

Налоги приближают к донастройке

За счет каких отраслей власти собираются пополнить казну

Правительство обсуждает новое повышение налогов. Чиновники рассчитывают дополнительно собирать в казну по 400 млрд руб. в год. В правительстве ищут деньги, в том числе на так называемые новые прорывные проекты. Это десятки инициатив, связанных с инфраструктурой, цифровизацией и технологиями, пишут «Ведомости». И сейчас чиновники стоят перед выбором, найти на все это новые источники доходов, частично отказаться от прорывных проектов, или сократить какие-нибудь другие расходы бюджета.

В итоге сейчас обсуждается, что дополнительно пополнить бюджет можно за счет нефтяников, металлургов, донастройки акцизов на алкоголь и сахаросодержащие напитки, и с помощью повышения налогов для состоятельных россиян. По задумке правительства, каждый из источников может принести примерно 100 млрд руб. в год.

Правда, заставить делиться деньгами сразу и нефтяников, и металлургов у правительства вряд ли получится, считает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Если правительство попытается изъять из разных отраслей 400 млрд руб., то они, скорее всего, столкнутся со слишком большим сопротивлением. Поодиночке отрасли с трудом, но все-таки можно продавливать. Но, если вы собираетесь биться со всеми подряд, то лобби нефтяной отрасли и металлургов вполне может победить правительство. И, конечно, не дело принципа, заниматься правительству подобными наскоками на бизнес. Нужно установить стабильную налоговую систему, а не так, что, у вас конъюнктура хорошо сложилась — давай-ка сюда деньги. Это напоминает какой-то гоп-вариант фискальной политики.

Правда, если мы говорим про нефтянку, надо быть осторожным, ведь нынешнее предложение правительства, в перспективе ударит по объемам добычи. И в погоне за сиюминутной прибылью, правительство в итоге может столкнуться с тем, что налогооблагаемая в будущем база упадет. Брать деньги будет уже не с чего. И, главное, непонятно, зачем?

Сейчас цены на нефть и газ большие, и аврального режима “нужно срочно заработать где-то денег”—нет».

В 2020 году правительство уже повышало налоги и для бизнеса, и для граждан. Например, ставки налога на добычу полезных ископаемых для черной и цветной металлургии, а также производителей удобрений подняли в 3,5 раза. Нефтяникам временно повысили НДПИ по некоторым месторождениям и отменили часть льгот, а состоятельным россиянам увеличили подоходный налог. Более того, уже в 2021 году правительство повысило экспортные пошлины для металлургов — на фоне взрывного роста цен на их продукцию. Этому предшествовала заочная пикировка представителей отрасли с вице-премьером Андреем Белоусовым. В итоге за счет пошлин бюджет получит от металлургов около 160 млрд руб.

Новое повышение фискальной нагрузки на отрасль чиновники обещают сделать избирательным и поднять НДПИ для тех предприятий, которым его не повышали ранее. Например, для производителей драгметаллов.

И если правительство займется тонкой настройкой налогов, вместо «лобового» повышения для всех, отрасль сможет выдержать, считает начальник управления аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов: «Рынок уже закладывает в цену акций то, что на металлургов будет продолжать оказываться определенное давление. Вопрос, каким образом, и кто именно из металлургов подпадет под повышение НДПИ. Действительно, есть ряд секторов, где цены сейчас находятся на исторических максимумах, и, возможно, повышение НДПИ не окажет столь существенного влияния на денежные потоки компаний. Вопрос относительно драгметаллов непростой, потому что у компаний совершенно разный уровень себестоимости.

Допустим, у лидеров себестоимость на унцию может быть $600-700, и, разумеется, при цене золота в данный момент $1700-1800 незначительное поднятие НДПИ некритично. У ряда производителей, более мелких, или которые используют другие технологии, себестоимость может быть гораздо выше, там может быть и выше $1 тыс. Тогда, разумеется, при поднятии НДПИ может быть определенное давление на их денежные потоки».

В любом случае, дополнительное изъятие денег из экономики затормозит ее восстановление после кризиса, отмечает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Осмоловская-Суслина. По ее мнению, прежде чем собирать новые 400 млрд руб., было бы неплохо эффективно тратить то, что уже есть в бюджете: «Счетная палата ежегодно отчитывается, что у нас неэффективно тратятся бюджетные деньги. И суммы там часто превосходят эти 400 млрд руб. Более того, регулярно отчитываемся о том, что не тратятся деньги, выделенные на национальные проекты. Вопрос, зачем нам еще деньги забирать из экономики, которая попала в тяжелую кризисную ситуацию, если у нас в принципе неэффективно тратится то, что уже собирается?

Второй момент, когда мы говорим о ситуации третьей и, возможно, будущей четвертой волной коронакризиса, благосостояние населения падает из года в год и расти, к сожалению, ему неоткуда. В данной ситуации повышать налоговую нагрузку, пусть даже на нефтяников, пусть даже на металлургов и на тех, кто потребляет сладкие газированные напитки — это существенно затормозит наш выход из кризиса.

Сейчас лучше, наоборот, вводить какие-то налоговые каникулы или какие-то новые льготы, а не повышать налоговую нагрузку».

Фактически грядущее повышение налогов чиновники анонсировали месяц назад на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ). Помощник президента Максим Орешкин говорил, что инфраструктурные и социальные траты во всем мире будут обеспечивать за счет корпораций и богатых граждан. А глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что власти и рады бы заморозить налоговый режим лет на десять, но «жизнь богаче» и «нет смысла устанавливать себе рамки».

Источник: Коммерсантъ FM, 05.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики