Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нидерланды разделили дело ЮКОСа и «Северный поток – 2»

Нидерланды разделили дело ЮКОСа и «Северный поток – 2»

Закрытие месторождения Гронинген увеличило интерес Нидерландов к «Северному потоку – 2», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Нидерланды разделяют политику и экономику

Депутат Европарламента от Польши Косма Злотовский обвинил Нидерланды в тайном сотрудничестве с Россией по «Северному потоку – 2». Он утверждает, что представители Амстердама проводят тайные встречи с российскими партнерами. 

Злотовский посетовал на то, что в отчетах Нидерландах эти переговоры не значатся, и посчитал их за тайный сговор, нарушающий принципы ЕС. Он поинтересовался у Еврокомиссии, является ли политика Амстердама нарушением режима антироссийских санкций.

Мнение польского политика необоснованно: Злотовский ссылается не на официальные данные, а на журналистское расследование, но глава дипломатической службы ЕС Жозеп Боррель прокомментировал его выпад в сторону Нидерландов. Сотрудничество Амстердама и Москвы, по мнению еврокомиссара, является внутриполитическим делом Нидерландов. Встречи с представителями РФ и российских компаний не запрещены ни одним действующим в ЕС санкционным режимом.

Польша продолжает давление на «Северный поток – 2» и действует в унисон с Украиной и прибалтами. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль ранее заявил, что газопровод не достроят, хотя одна из ниток проекта готовится к испытаниям. 

У РФ непростые отношения с Нидерландами. Амстердам отказался от проведения переговоров на высшем уровне между РФ и Евросоюзом, в стране проходит несколько судов антироссийской направленности. Именно юстиция Нидерландов через несколько дней после катастрофы MH17 над Донбассом оштрафовала Москву по делу ЮКОСа на 50 млрд долларов. Там же завис вопрос со скифским золотом и продвигается трибунал по делу малайзийского лайнера, негативное решение которого очевидно, а это еще ряд долгосрочных последствий.

Однако по «Северному потоку – 2» Амстердам проводит другую политику и демонстрирует большую заинтересованность в газопроводе. Нидерланды в начале 2019 года выступили против газовой директивы ЕС, распространившей Третий энергопакет на «Северный поток – 2». Из-за этого нормативного акта первый трансбалтийский газопровод большую часть времени загружен наполовину.

Нидерланды вместе с Финляндией назвали проблемой перераспределение полномочий при обсуждении межправительственных соглашений в пользу Еврокомиссии. В Амстердаме считают, что газовая директива ЕС направлена только против одного проекта, т. е. «Северного потока – 2», а в отношении других допускает исключения. Уже есть опыт с TANAP, в отношении которого Третий энергопакет не действует.

Нидерландам нужен «Северный поток – 2»

«Нидерландская компания Royal Dutch Shell является участником «Северного потока – 2»», – констатирует Гривач

В ноябре 2020 года Shell завершила финансирование проекта и выделила на паях с немецкой OMV по 950 млн долларов.

«Нидерланды в последние несколько лет превратились из нетто-экспортера газа в нетто-импортера. Ситуация будет ухудшаться, а Нидерландам потребуется еще больше сырья для обеспечения внутреннего потребления», – резюмирует Гривач.

Власти Нидерландов собираются с 2022 года прекратить добычу на месторождении Гронинген и перевести его в резерв, что еще больше ухудшит ситуацию в энергетике. Месторождение было открыто в 1963 году и является крупнейшим в Европе.

Стоимость закупки газа в 2019 году впервые превысила доход от его продажи, и Гронинген перестал быть кормильцем Нидерландов. В это же время усилилась линия Амстердама, направленная на достройку и коммерческий запуск «Северного потока – 2».

«Пока не начались проблемы с землетрясениями, Нидерланды имели по Гронингену квоту в 40 млрд кубов добычи газа, которую регулярно превышали. Теперь данные показатели сократятся до 3-4 млрд кубов», – заключает Гривач

Газ играет центральную роль в экономике Нидерландов: 40% местной электрогенерации работает на основе метана, поэтому получение данного сырья по приемлемым ценам является залогом эффективного развития экономики страны.

Нидерланды граничат с Германией, а их энергосистемы работают сообща, поэтому значение «Северного потока – 2» для Амстердама трудно переоценить, даже если с газопровода не будет происходить прямых поставок газа нидерландским потребителям.

Гронинген закрывают из-за риска землетрясений, сокращается добыча и на мелких месторождениях Нидерландов в Северном море. Кроме того, страна обладает крупнейшим распределительным хабом в Европе под названием TTF», – констатирует Гривач.

Рост цен на TTF из-за ухода СПГ на азиатский рынок, осушения европейских ПХГ и нежелания «Газпрома» увеличивать транзит газа через Украину является главной новостью последних дней, поэтому в Нидерландах рассчитывают, что «Северный поток – 2» решит данную проблему.

«Для сохранения конкурентоспособности Нидерландам нужны потоки газа, следующие через их мощную и распространенную газотранспортную систему. Данные обстоятельно и определяют поддержку «Северного потока – 2»», – резюмирует Гривач.

Нидерландские власти ведут себя прагматично и дальновидно по вопросу «Северного потока – 2». 

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 09.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики