Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проект газопровода «Пакистанский поток»: русские заходят с моря

Проект газопровода «Пакистанский поток»: русские заходят с моря

К концу июля, как договорились Москва и Исламабад, начнется строительство газопровода «Пакистанский поток», который должен связать терминалы по приему сжиженного газа в городе Карачи на юге Пакистана с городом Лахор на севере страны.

Смущает слово «поток». Первая мысль, которая приходит в голову – это очередной авантюрный мегапроект российских газовых монстров. Но в Газпроме и Лукойле «НИ» заявили, что не имеют к этому проекту никакого отношения. В Минэнерго РФ подтвердили информацию о подписании официального документа, за которым должно последовать скорое начало строительства трубопровода.

Планируется, что газопровод мощностью 12,4 млрд. кубометров, будет принимать газ со строящегося трубопровода Туркмения - Афганистан - Пакистан – Индия (ТАПИ). А на терминалы на юге страны смогут приходить танкеры из любых стран, в том числе и из России. В зависимости от того, чей газ пакистанцы захотят покупать. Но для Москвы этот рынок в целом не самый привлекательный. Ведь страна расположена достаточно далеко от российских СПГ-заводов, да и чтобы конкурировать с другими поставщиками на этом рынке российским компаниям придется делать слишком большие скидки.

Интересно, что Китай, который инвестировал в пакистанскую экономику миллиарды долларов, не участвует в новом газовом проекте. Правда, они очень интересовались проектом, но что-то их смутило и они уехали. Российские эксперты объясняют это отсутствием у Поднебесной опыта и необходимых техники и технологий для строительства газопроводов.

Российским строителям, кроме самого трубопровода, предстоит возвести электростанции, работающие на прием сжиженного природного газа (СПГ). Ранее ориентировочная стоимость проекта оценивалась в 2,5 млрд. долларов. Власти Пакистана обязуются выдать суверенную гарантию на оплату тарифа и обещает проектное финансирование.

Советник премьер-министра Пакистана Надым Бабар в интервью агентству Bloomberg обещал, что реализация проекта начнется уже в июле 2021 года. Тогда же он объявил, что Исламабад будет иметь контрольную долю в проекте до 74%, в то время как Россия согласилась владеть остальной частью пакета акций.

Bloomberg считает, что Пакистан за последние пять лет стал одной из ведущих азиатских стран по импорту СПГ. В стране пока действуют два терминала, но этого недостаточно для бурно развивающейся экономики страны.

По данным Министерства энергетики России, с нашей стороны строительством займутся Центр эксплуатационных услуг Минэнерго, Евразийский трубопроводный консорциум и «Трубная металлургическая компания». При этом пакистанская газораспределительная компания Sui Southern Gas и Sui Northern Gas Pipelines, которые уже начали активно приобретать землю для трубопровода, будут частью проекта. Российский же консорциум возглавит строительство.

Многие эксперты считают, что сам факт участия России в пакистанском проекте носит скорее стратегический, нежели коммерческий характер.

«С одной стороны, русские помогут Пакистану развивать газовую инфраструктуру для приема газа у конкурентов. С другой, - российские компании заработают на самом проекте, а рост потребления газа в Пакистане несколько снизит давление на глобальный рынок из-за переизбытка топлива», - сказал «НИ» Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

Специалисты предполагают, что сжиженный газ, привезенный газовозами к морскому побережью Пакистана, в первую очередь пойдет на внутреннее потребление. Страна является одной из наиболее быстрорастущих газовых рынков Азии, ей нужно все больше и больше источников энергии.

«На фоне стремительно ухудшающейся собственной ресурсной базы и роста спроса уже к началу 2030-х годов дефицит на рынке может составить до 40 млрд. кубометров газа в год. Любому поставщику было бы интересно работать с рынком Пакистана, как крупной вертикально-интегрированной компании, так и трейдеру», - считает Сергей Капитонов, аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления Сколково.

Сегодня у России есть два крупнотоннажных завода по производству СПГ – на Сахалине и Ямале. С завода на Дальнем Востоке практически весь газ по долгосрочным контрактам отгружается в Японию и Южную Корею. У «Ямал-СПГ» тоже пока нет никаких контрактов с Пакистаном, но возможны небольшие сделки на оптовом рынке.

Впрочем, у России на «Пакистанский поток» совсем другие планы. Нашей стране выгодно развивать там газовый рынок, ведь чем шире газификация, тем выше потребление. Со временем Пакистан перетянет на себя ряд поставщиков СПГ, что поможет российским игрокам установить более свободные отношения с импортерами из Европы и Азии.

«То есть, например, Катар, который является лидером на рынке СПГ, и другие ближневосточные поставщики газа будут направлять свой газ в соседний Пакистан – им это выгодно. Конкуренция на европейском рынке тем временем будет меньше, и Россия сможет продавать туда больше своего газа», - объяснил Игорь Юшков.

Эксперты едины во мнении: «Пакистанский поток» - это не просто еще один зарубежный проект России, но и перспективной моделью будущих экспортных продаж российского газа. В целом, это можно назвать пощечиной Западу - сбывается предсказание американских аналитиков: «После перехода от труб к СПГ русские становятся неуязвимыми для санкций и шантажа».

Автор: Геннадий Чародеев

Источник: Новые Известия, 09.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики