Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Из-за санкций российско-белорусское сотрудничество в нефтяной сфере только увеличится

И. Юшков: Из-за санкций российско-белорусское сотрудничество в нефтяной сфере только увеличится

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве России рассказал, как повлияют американские и европейские санкции на нефтегазовую отрасль и как их можно обойти

Во время недавнего международного экспертного совещания «Россия и Беларусь: на пути к единой промышленной политике», которое проводил Центр изучения перспектив интеграции (ЦИПИ), ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, какое влияние санкции могут оказать на сотрудничество России и Беларуси в нефтяной сфере. По его словам, скорее всего запреты удастся обойти, как это было сделано в Крыму и при строительстве газопровода «Северный поток – 2».

- Очень важно, что санкции и со стороны США, и со стороны Евросоюза - не секторальные, - сказал Игорь Юшков. - То есть они вводятся против конкретных предприятий. А это значит, что есть довольно большое пространство для маневра. В нефтяной сфере мы видим санкции на закупку нефти для предприятия «Нафтан» - Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода. Были тревожные сообщения о том, что уже в мае сократились поставки российской нефти. Быть может, это так, и какие-то компании отказались прокачивать нефть, потому что начался некий переходный период.

Однако я думаю, что здесь мы увидим схемы, которые уже были опробованы и в Крыму, и при строительстве «Северного потока – 2». То есть наши крупные компании, которые работают на международных рынках, – «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть» и остальные, скорее всего, отстранятся и напрямую поставлять нефть на «Нафтан» не будут. Но вспомним «Северный поток – 2». Наше трубоукладочное судно «Академик Черский» раньше принадлежало стопроцентной «дочке» Газпрома «Газпромфлот». Но пока судно шло с Тихого океана на Балтику, оно успело поменять собственника. Теперь оно принадлежит никому не известному «Самарскому теплоэнергетическому имущественному фонду». То же самое с трубоукладочной баржей «Фортуна», она сменила собственника и теперь принадлежит уловному «ООО «Ромашка».

Думаю, то же самое будет и при поставках нефти на «Нафтан». Российские крупные компании будут на территории России перепродавать нефть каким-то небольшим компаниям, а уже они станут поставщиками на Новополоцкий НПЗ. Даже если эти компании подведут под санкции и внесут в черные списки, то это никак на них не отразится. Расчеты могут проводиться в рублях, счетов в американских банках нет, как и недвижимых активов, в других странах это «ООО» не работает.

Такая схема очень хорошо себя показала. Например, в декабре прошлого года «Фортуна» начала работать на немецком участке «Северного потока – 2», в январе ее американцы подвели под санкции… Но ничего, она до сих пор работает, достроила первую нитку, сейчас перешла на вторую. То есть, даже попав в черный список, компания продолжает работать.

То же самое, я думаю, будет и с поставками на «Нафтан» - сейчас определят непосредственную цепочку поставщиков. Принципиальный вопрос, который обсуждался на последней встрече Путина и Лукашенко, состоит в том, что Россия сохраняет поставки, подставит плечо. Понятно, что это нормально, со стороны России, которая сама под санкциями, исполнить санкции против Беларуси было бы нелогично. Немножко поменяются структура и контрагенты, но в целом объемы поставок на «Нафтан» сохранятся.

Не так давно пришла тревожная информация о том, что на третий квартал нет заявок «Транснефти» на прокачку на «Нафтан». Что это значит? Неужели Россия с третьего квартала остановит поставки? Не думаю. По всей видимости, это делается, чтобы не подставить под удар «Транснефть» и максимально удалить крупные российские компании от этого находящегося под санкциями объекта. Здесь, похоже, тоже просто удлиняется цепочка, и «Транснефть» все же закачает нефть на территорию Беларуси через посредников. Возможно, участок от границы до Новополоцкого НПЗ разбивается на несколько участков, на каждом из которых заказчиком прокачки является никому не известное «ООО».

Несколько сложнее ситуация с экспортом нефтепродуктов. Евросоюз ввел санкции против компаний, которые занимаются экспортом нефтепродуктов с территории Беларуси. Практически половина нефтепродуктов белорусских НПЗ отправляется на украинский рынок, а все остальное идет через Нидерланды. По сути, они там просто перегружаются. Торговый порт в Роттердаме огромный, Россия туда тоже продает нефть. Но в реальности через такую схему и наша нефть, и белорусские нефтепродукты просто расходятся по другим странам.

Вполне возможно, что здесь тоже произойдет замена компании-экспортера. Ведь европейскими санкциями покупать белорусские нефтепродукты, в принципе, не запрещено, просто нельзя покупать у конкретной компании. Так что, возможно, поменяются контрагенты - и торговля продолжится.

Если будет необходимо… Например, если будут введены какие-то секторальные санкции, то российско-белорусская кооперация только увеличится. Нефтепродукты, скорее всего, будут заходить на территорию России. Они будут потребляться в наших западных регионах. А аналогичные объемы будут отдаваться в наших восточных портах. По сути, будет происходить обмен с неким количеством посредников, что позволит запутать следы.

Как мы видим, на практике такие схемы работают. Донецкий уголь куда-то уходит, экономика Крыма функционирует несмотря ни на что. Мы не видим особого рвения со стороны Евросоюза в том, чтобы отслеживать какие-то санкционные товары. Ведь для Евросоюза тоже нужны белорусские нефтепродукты, которые идут по хорошей цене от надежного поставщика. Зачем им что-то менять?

Если рассматривать санкции в газовой сфере, то они могут оказаться довольно болезненными. Но болезненными прежде всего для самого Евросоюза. Когда произошел инцидент с посадкой самолета в Минске, МИД Великобритании предложил остановить транзит газа через газопровод «Ямал-Европа». И еще «Северный поток-2» остановить. Это ударило бы по самим европейцам, потому что белорусский участок газопровода принадлежит «Газпрому», и напрямую это не было бы ударом по белорусской экономике. И в то же время сразу занервничали в Польше, потому что дальше идет польский участок. После окончания договора на прокачку газа в 2020 году и включения в общеевропейскую систему поляки только начали получать какие-то деньги, и тут им предлагают все остановить… К тому же поляки сами получают газ по этой трубе и даже осуществляют виртуальный реверс из Германии. Так что такие предложения ставили под угрозу снабжение самой Польши. Ну, и нынешняя ситуация в Европе, где ощущается дефицит газа, привела к тому, что все просто забыли об этом странном предложении Лондона.

Подготовил Евгений Владимиров

Источник: Постоянный Комитет Союзного государства, 09.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики