Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Окно в Европу: смогут ли страны ЕАЭС продавать свою электроэнергию Евросоюзу?

Окно в Европу: смогут ли страны ЕАЭС продавать свою электроэнергию Евросоюзу?

Согласно Закону об общем рынке элетроэнергии для стран ЕАЭС, после 2025 года участники евразийского содружества смогут экспортировать электричество в Европу.

Россия ратифицировала протокол об общем рынке электроэнергии в Евразийском экономическом союзе. После его открытия в 2025 году у стран-участниц Союза появится возможность начать коммерческие поставки электричества в Европу, предполагают экономисты. В перспективе это может приносить в государственные бюджеты стран десятки и даже сотни миллионов долларов ежегодно.

Насколько вероятен такой сценарий и что может помешать выходу стран ЕАЭС на европейский рынок – в материале Sputnik.

Разблокировать экспортные возможности

В начале июля президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации протокола, предполагающего создание общего электроэнергетического рынка ЕАЭС.

Заработать он должен в 2025 году, а в нынешнем участники объединения разработают детальные правила доступа к услугам по транзиту электроэнергии и правила распределения пропускной способности сетей. Об этом в интервью российскому изданию "Коммерсантъ" сообщил глава департамента энергетики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вадим Закревский.

Главной особенностью общего энергорынка станет механизм расчета стоимости транзита электроэнергии на месяц вперед. Каждая страна будет рассчитывать цену самостоятельно, но при этом гарантировать ее неизменность для поставщиков.

"Услуга транзита по территории страны будет оплачиваться отдельно. Тариф на межгосударственную передачу электроэнергии будет определяться на месяц вперед, в каждой стране — свой тариф", — объяснял Вадим Закревский.

Такой механизм будет регулировать поставки только внутри ЕАЭС, но в перспективе он может распространиться и на поставки электроэнергии транзитом через территорию России в третьи страны, добавлял он.

Использовать российские сечения для экспорта в Финляндию и страны Балтии можно и сейчас, однако Москва готова рассчитывать стоимость транзита только постфактум – после завершения самих поставок. Это условие не устраивает потенциальных поставщиков.

Так, заявку на экспорт в Финляндию подавала крупнейшая казахстанская тепловая электростанция в Экибастузе, однако договориться с российской стороной представители ГРЭС не смогли, приводил пример Вадим Закревский.

Если на законодательном уровне Россия установит, что при поставках в третьи страны действуют те же самые положения, что и в рамках общего энергорынка, — тогда поставщикам из других государств ЕАЭС станет намного легче согласовать условия транзита, уточнял он.

Хороший способ заработать?

Сейчас из всех стран ЕАЭС только Россия продает электроэнергию в Финляндию и Балтию. В 2019 году российский оператор экспорта-импорта "Интер РАО" поставил 7,02 млрд кВтч в Финляндию и 6,29 млрд в Литву, подчеркивает заместитель директора практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ в России и СНГ Сергей Роженко.

Хорошие перспективы есть у Беларуси, рассуждает он. После полного ввода двух энергоблоков БелАЭС страна сможет производить около 18,5 млрд кВтч ежегодно. Примерно половину от этого объема республика могла бы продавать Финляндии, но на этом рынке прочно закрепилась Россия (в 2019 году "Интер РАО" поставила в страну 7 млрд кВтч).

"Беларусь теперь энергопрофицитная страна. Минск может ежегодно поставлять до 5 млрд кВтч. Казахстан тоже электричества продает больше, чем импортирует. Чистыми экспортерами выступают Кыргызстан и Армения. Правда, обе страны торгуют со своими ближайшими соседями, объемы там не очень большие, поэтому рассматривать их всерьез я бы не стал. Если говорить об экспорте в Европу, то это только Казахстан и Беларусь", — считает старший эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

Возможность поставлять электроэнергию через российские сечения в Европу, прежде всего в Финляндию, заинтересует Беларусь – из-за географического расположения транзит обойдется Минску сравнительно дешево, добавляет эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Для Казахстана эта идея уже не так привлекательно выглядит. Та же Финляндия далековато находится, как и балтийские страны, а передаваемая на большие расстояния электроэнергия – очень дорогое удовольствие. Например, газ поставлять гораздо дешевле, чем электричество. Ценовой фактор в этом вопросе определяющий", — объясняет экономист.

С такой точкой зрения соглашается заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Балтийский регион трудно назвать крупным рынком для сбыта электроэнергии, Казахстану гораздо выгоднее продавать электричество соседнему Китаю, подчеркивает он.

Автор: Никита Чикунов

Источник: Sputnik Армения, 09.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики