Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скорость строительства «СП-2» разрушает надежды Украины на срыв проекта

Скорость строительства «СП-2» разрушает надежды Украины на срыв проекта

Украина напрасно ищет механизмы воздействия на «Северный поток – 2», так как строительство неумолимо близится к завершению, объяснил ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украинские власти выразили надежду на остановку строительства магистрального газопровода из Российской Федерации в Германию через Балтийское море. 

Киев отрицает неизбежное

Заявление о проекте в таком ключе прозвучало из уст заместителя главы Офиса президента Украины Игоря Жовквы, который подчеркнул также, что «заявления о том, что он уже почти готов – преувеличение, так как может быть остановлен на любом этапе».

«Препятствий для достройки «Северного потока – 2» мы не видим – все идет довольно высокими темпами. Уже есть разрешение на трубоукладочные работы как в датской, так и в немецкой акватории. 

Сейчас судно «Фортуна» сменило судно-трубоукладчик «Академик Черский», который очень медленно шел, со скоростью до 500 км в сутки, и отправился на немецкий участок. Судно «Фортуна» укладывало больше километра труб за сутки при скорости движения до 1000 километров. «Черский» при этом находился в резерве, а теперь они идут навстречу», – прокомментировал ход работ Игорь Юшков.

Строительство газопровода практически близится к окончанию. Так, в начале июня технически завершилась укладка первой нитки. Теперь этот участок проходит подготовку к заполнению газом. Вторую могут достроить до конца летнего периода текущего года.

«Вероятно, достроят газопровод к концу августа 2021 года. Тогда же команда перейдет к пусконаладочным работам. Первая нитка уже проходит через этот этап.

Поэтому совершенно не понятно, на чем основывается убеждение украинской стороны, – нет ничего, что может сорвать строительство. Никакие санкции не мешают, американцы фактически официально признали, что не будут вводить ограничения на строительство и ввод в эксплуатацию, потому что это испортит отношения Соединенных Штатов с Европейским союзом.

В Европе также нет предпосылок к запрету на ввод в эксплуатацию «Северного потока – 2». Все документы у «Газпрома» оформлены правильно и уже готовы. А остановить проект можно только санкциями, но такой ход радикально испортит российско-европейские отношения. К этому Европа точно не готова. Так что газопровод достроят и введут в эксплуатацию», – отметил собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Украина преувеличивает опасения

Замглавы офиса украинского президента Владимира Зеленского упомянул, что «Северный поток – 2» угрожает безопасности Украины, а также европейским государствам, якобы рискующим стать полностью зависимыми от газа из Российской Федерации.

Москва неоднократно подчеркивала, что «Северный поток – 2» – это коммерческий проект и его нельзя политизировать, а завершение его строительства будет выгодно европейским странам.

«Российский «Газпром», скорее всего, будет добиваться права полноценной загрузки газопровода, а страны Европейского союза, которые являются союзниками Соединенных Штатов Америки, начнут этому препятствовать.

В частности, речь идет о прибалтийских государствах, которые начнут вставлять палки в колеса участникам проекта и требовать, чтобы «Газпрому» не разрешили загрузить трубопровод на полную мощность», – пояснил эксперт.

Игорь Юшков напомнил, что на сегодняшний день на «Северный поток – 2» распространяется антимонопольное законодательство, позволяющее «Газпрому» наполнить энергоресурсом только морскую часть проекта на 50 процентов мощности. 

«Поэтому компании придется искать выход и, вероятно, подстраиваться под ситуацию. Последний отрезок газопровода как раз попадает под европейскую юрисдикцию – 12 экономических миль от берега Германии.

В этом случае «Газпрому» придется на дне моря виртуально продавать газ европейским потребителям, чтобы 50 процентов мощности превратились в европейский ресурс. В ином случае – требовать исключения проекта из-под действия антимонопольного законодательства», – рассказал Юшков.

Не «Северным потоком» единым

Сомнения в том, что газопровод достроят, выражал также премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, предположивший, что его страна пострадает от значительного снижения объемов транзита газа.

В Европе на беспокойство Киева ответил член комитета бундестага по международным делам Вальдемар Гердт, который заявил, что от «скулежа» украинской власти ничего не изменится.

Украинская сторона продолжает следовать установкам Соединенных Штатов Америки, которые открыто агрессивно выступают против российско-европейского проекта и неоднократно применяли санкции против участников строительства.

Впоследствии Игорь Жовква призвал киевскую власть воспринимать проект серьезнее и не исключил, что российская сторона вслед за «Северным потоком – 2» приступит к строительству других газопроводов. 

«Не уверен, что «Газпром» будет что-то строить. Мы видим, как завершаются проекты, инициированные после 2009 года, то есть после конфликта, когда украинская сторона отбирала транзитный газ себе.

Тогда российская компания приняла решение строить обходные газопроводы «Северный поток – 1» и «Южный поток», но так как последний американцы заблокировали, надавив на Болгарию, проект трансформировался в «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». С 2009 года новых проектов не придумано», – отметил эксперт.

В перспективе российская компания, по мнению Игоря Юшкова, будет учитывать отказ Европейского союза от ископаемого топлива к 2050 году и не станет рисковать.

Наиболее перспективным выглядит азиатский рынок, на котором «Газпром» продолжит продвигать идею строительства «Силы Сибири – 2», то есть второго трубопровода в Китай транзитом через Монголию. Однако западное направление все же сохранится, но частично – там продолжится строительство газоперерабатывающего комплекса в Усть-Луге с СПГ-заводом мощностью 13 млн тонн.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 11.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики