Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На что сможет рассчитывать Украина после запуска "Северного потока-2"

На что сможет рассчитывать Украина после запуска "Северного потока-2"

Скорое окончание строительства "Северного потока-2" уже едва ли ставится под сомнение даже самыми ярыми противниками газопровода. Его запуск снизит зависимость России и Европы от транзита газа через Украину, которая может потерять из-за этого до 10% (1,5-4 млрд долларов ежегодно) доходов бюджета.

Это мало бы волновало США и Европу, но в украинскую экономику западными странами были вложены значительные средства. С 2014 года Украина получила от них безвозмездно более 11 млрд долларов и в виде кредитов 27 млрд долларов. Помимо прочего это помогало снижать зависимость Украины от России, которая, продолжая украинский транзит, также невольно участвовала в финансировании неприятного для себя процесса. Теперь, если прокачка российского газа через территорию Украины прекратится, США и ЕС придется увеличивать ежегодную помощь Киеву, или предыдущие вложения окажутся напрасными. При ухудшении экономической ситуации и отсутствии дополнительной финансовой поддержки Украине просто ничего не останется, как начать налаживать отношения с нашей страной. Поэтому именно вокруг перспектив продолжения транзита российского газа или возможной компенсации Украине ущерба от пуска газопровода крутятся все переговоры по "Северному потоку-2".

Подобные решения противоречили бы принципам капитализма - свободного рынка и здравого смысла, считает аналитик "Финам" Сергей Кауфман. Если есть два газопровода, то поставщику логично выбирать тот, который для него обходится дешевле.

С этим согласен замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: по его мнению, Германия не захочет платить никакую компенсацию Украине. В крайнем случае США и ЕС попытаются переложить это "бремя" на Россию. Например, в виде продления обязательств по оплате украинских мощностей. Но рычагов давления на нашу страну в этом вопросе уже почти не осталось. Компания Nord Stream 2 AG - оператор строительства - рассчитывает закончить укладку труб "Северного потока-2" к концу августа. Сейчас проект завершен на 98%. Учитывая испытания, сертификацию и подготовку к работе, газопровод может заработать в конце осени. Его полная мощность (55 млрд кубометров) равноценна объему газа, прокачанному в 2020 году через Украину, - 55,8 млрд кубометров.

По словам министра энергетики Украины Юрия Витренко, доходы страны в 2020 году от транзита газа составили 7 млрд долларов. Бюджет Украины в этом году составляет чуть менее 40 млрд долларов, а ожидаемое снижение объемов транзита газа через страну - 30%, и это только начало. Но полностью прекратить украинский транзит Россия даже после запуска газопровода не сможет. По договору с Украиной наша страна оплачивает ежегодную прокачку 40 млрд кубометров газа до 2024 года. Кроме того, мощность "Северного потока-2" для России наполовину ограничена газовой директивой ЕС. То есть пока экспортные возможности нашей страны без украинского транзита составляют 163 млрд кубометров в год. Даже в период падения спроса в 2020 году "Газпром" поставил в ЕС 177 млрд кубометров газа.

После 2024 года можно ожидать, что транзит через Украину снизится до 10-15 млрд кубометров в год, которые из логистических соображений было бы невыгодно поставлять в Европу другим путем. В целом же транзитный маршрут через Украину является наиболее дорогим для "Газпрома" и, как показал 2019 год, не самым надежным, в связи с чем российская компания и стремится снизить свою зависимость от него, считает Кауфман.

Фото: Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Сергей Тихонов

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 12.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики