Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливный комплекс мер: в РФ назвали условия диалога с Киевом о транзите

Топливный комплекс мер: в РФ назвали условия диалога с Киевом о транзите

Каких гарантий в этом вопросе от России и Европы требует Украина

Москва готова к диалогу с Киевом о дальнейшем транзите газа. Но, как заявили «Известиям» в Госдуме, такой разговор должен идти без шантажа. На фоне скорого запуска «Северного потока – 2» (СП-2) Украина начала требовать гарантии дальнейшей прокачки российского топлива через ее территорию — речь идет, в частности, о заключении с РФ нового контракта на 15 лет. Киев рассчитывает, что ясность по гарантиям наступит после встречи лидеров Германии и США, запланированной на 15 июля.

С транзитом неспокойно

Россия готова обсуждать с Киевом вопросы газового транзита, однако, как заявил «Известиям» глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, эти переговоры должны идти на равных, а не с позиции силы или через шантаж, к которому прибегает украинское руководство.

— Мы всегда говорили, что мы заинтересованы в транзите газа через Украину. Да, в меньших объемах, потому что они сами виноваты — надо было свои системы модернизировать и договариваться, а не шантажировать. Также говорили и о продолжении транзита после истечения контракта при условии обеспечения безопасности и надежности поставок; объемы также обозначали в промежутке от 40 млрд до 60 млрд куб. м в интересах снабжения Центральной и Восточной Европы, — подчеркнул в беседе с «Известиями» депутат. — Но «Нафтогаз» (организатор транзита. — «Известия») сделал всё для того, чтобы это разрушить. Они пытались говорить с Россией с позиции силы и шантажа, а надо садиться и договариваться об условиях транзита — с нами, с европейскими партнерами; может, вернуться к идее консорциума по управлению газотранспортной системой Украины, но только не с позиции силы.

Тема газового транзита через украинскую территорию вернулась на повестку после встречи президента Украины Владимира Зеленского и канцлера Германии Ангелы Меркель 12 июля. В Киеве опасаются, что с запуском СП-2 Россия перестанет пользоваться украинским транзитом, из-за чего энергетическая безопасность страны окажется под угрозой. Поэтому цель украинского руководства — остановить реализацию СП-2, «пока не пойдет газ, и даже после этого».

Этот проект должны были запустить еще в конце 2019 года, однако из-за санкций США сроки сдвинулись. Сейчас строительство вышло на финишную прямую: как заявил в интервью немецкому изданию Handelsblatt исполнительный директор компании-оператора Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг, оно завершится в августе 2021-го и газопровод будет запущен до конца этого же года.

По мнению Владимира Зеленского, «Северный поток – 2» стоило бы обсудить в нормандском формате, который в составе Берлина, Киева, Москвы и Парижа занимается урегулированием ситуации на юго-востоке Украины.

В России эту идею отвергли: как сказал 13 июля президент РФ Владимир Путин, газовые вопросы не следует связывать с переговорами по решению конфликта в Донбассе. При этом он подчеркнул: «Несмотря на всякие сложности сегодняшнего дня, Россия взяла на себя определенные обязательства в рамках этого контракта [по транзиту] и, безусловно, будет полностью их выполнять».

Газ напрямую

Сейчас между Россией и Украиной действует соглашение о транзите сроком на пять лет — с 2020-го по 2024-й. Он предусматривает прокачку 65 млрд кубометров газа в первый год и по 40 млрд в последующие четыре. В том же интервью Маттиас Варниг с уверенностью сказал, что транзит газа через украинскую территорию продолжится и после 2024 года. Однако в Киеве требуют гарантий. Как заявил в интервью украинскому изданию «Лига» Сергей Макогон, глава компании «Оператор ГТС Украины», которая отвечает за бронирование транзитных мощностей, «единственно приемлемый вариант» — новый контракт на 45–50 млрд кубометров газа в год на следующие 15 лет при финансовых гарантиях от европейских банков и компаний. Когда надо заключить соглашение — сейчас или в 2024 году, — он не уточнил.

Хотя, по словам Сергея Макогона, украинская газотранспортная система сможет работать и без транзита, определенные сложности в его отсутствие всё же будут. Сейчас поставки идут по так называемому реверсу, когда по договоренности с европейскими странами часть российского газа остается на Украине; исчезнет транзит — пропадет и реверс, а это значит, что топливо придется физически импортировать из Евросоюза. Зимой таких поставок может быть недостаточно, и получается, что стране придется накапливать дополнительные объемы в подземных хранилищах.

В экспертном сообществе считают, что требования Киева заключить новый долгосрочный контракт может сыграть против самой же Украины.

— С моей точки зрения, это наглость, и Украине она уже выходит боком, — сказал «Известиям» замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Транзит через украинскую систему возможен, но только в рамках трехсторонних коммерческих договоренностей. Если в Европе будет недостаточный спрос на российский природный газ, использовать и платить за транзит через Украину никто не будет. А если никаких искусственных ограничений не случится, то украинский транзит может быть востребован и в случае полной загрузки «Северного потока – 2».

По оценке эксперта, самым простым вариантом для Киева было бы заключение с Москвой контракта на импорт российского газа. В противном случае украинцы продолжат переплачивать за его закупку у европейских трейдеров, отметил Алексей Гривач.

Полный пакет

По части гарантий Украина возлагает надежды на Германию и США — 15 июля Ангела Меркель встретится в Белом доме с американским президентом Джо Байденом. СП-2, который стал предметом споров между Штатами и ФРГ, будет на повестке этих переговоров. По словам германского канцлера, Берлин пообещал Киеву, что и после запуска проекта транзит будет продолжен. В министерстве экономики и энергетики ФРГ на запрос «Известий» — готов ли Берлин предоставить Киеву какие-то гарантии — ответили, что не комментируют визит канцлера в США, а также переговоры, которые не ведутся непосредственно ведомством.

Вместе с тем в германских СМИ звучала идея о том, чтобы Берлин предоставил Киеву компенсацию, если Украина все-таки перестанет быть транзитером. Как писал 9 июля без указания источников еженедельник Der Spiegel, речь может идти в том числе и о вложении «миллиардов [евро] в ремонт абсолютно изношенной газотранспортной сети Украины». Однако такую идею категорически отвергают в германском парламенте.

— На мой взгляд, о компенсационных выплатах Германии Украине не может быть и речи, их нельзя ожидать от немецких налогоплательщиков, — сказал «Известиям» глава комитета бундестага ФРГ по экономике и энергетике Клаус Эрнст. — Абсолютно недопустимо, чтобы Германия выстраивала свою энергетическую политику в соответствии с интересами Украины. Если ей нужны деньги, тогда она должна обратиться к таким международным донорам, как Европейский союз.

Позиции США и Украины с одной стороны и Германии с другой стороны принципиально расходятся: в то время как Вашингтон и Киев призывают к остановке СП-2 (а Штаты еще и вводят против проекта рестрикции), Берлин твердо заявляет, что отказываться от газопровода не будет. И хотя в мае 2021 года США пошли на некоторые уступки (госсекретарь Энтони Блинкен подтвердил отмену санкций против Nord Stream 2 AG и Маттиаса Варнига), оказывать давление на проект они не перестали — 21 мая в черных списках оказались 13 российских судов и три организации, связанные с СП-2. Это значит, что по этой теме ФРГ и США еще только предстоит договориться.

— Германия заинтересована в надежных поставках энергии и в спокойствии на восточных границах ЕС. Штаты хотят, чтобы Европа покупала больше американского сжиженного природного газа по высоким ценам и чтобы Украина оставалась элементом дестабилизации ситуации в целом и в отношениях между ЕС и Россией в частности, — прояснил мотивы сторон Алексей Гривач.

По его оценке, наиболее конструктивным решением здесь стало бы заключение пакетной сделки, в которой новые долгосрочные контракты на закупку российского газа в Европе были бы увязаны с бронированием мощностей по транзиту.

— Плюс прямой контракт на поставку российского газа на Украину без пародийных реверсных схем. Однако боюсь, что выйти на такой формат сотрудничества будет трудно, — подытожил эксперт.

Авторы: Екатерина Постникова, Мария Васильева

Источник: Известия, 15.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики