Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Методика развода". Почему Литва ищет другой СПГ-терминал

"Методика развода". Почему Литва ищет другой СПГ-терминал

Эксперт в энергетической области объяснил, зачем литовскому оператору Klaipedos nafta потребовалось объявлять тендер на покупку нового СПГ–терминала, уже имея норвежский Independence.

Литовская компания Klaipedos nafta объявила о начале поиска более выгодного терминала СПГ, чем уже имеющийся норвежский Independence – так литовцы просто торгуются для того, чтобы обеспечить лучшие для себя условия по контракту с Hoegh LNG, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Я думаю, что это простой шантаж норвежцев, попытка просто заставить переписать контракт с имеющимся уже приемным терминалом. Они же планируют еще и выкупить его, и я думаю, что это подготовка именно к торгу по поводу цены – почем его выкупить. И здесь Литва верна себе: они говорят, что на рынке куча других, более выгодных предложений, поэтому – если вы не уступите по цене, то мы воспользуемся другим вариантом", – сказал Юшков в беседе с Baltnews.

Эксперт напомнил, что то же самое литовцы говорили "Газпрому", требуя понизить цену на трубопроводный газ.

"[В Литве заявляли, что] здесь куча СПГ-предложений, и они все дешевые – вот мы сейчас арендуем приемный терминал, и к нам придет дешевый газ. И то же самое пытаются проделывать с норвежцами, заявив, что другие приемные терминалы возьмут, а их им не нужен", – добавил аналитик.

Ранее литовская компания Klaipedos nafta объявила о тендере на покупку плавучего хранилища и терминала СПГ для того, чтобы сравнить предложения с условиями приобретения уже имеющегося норвежского Independence. Действие соглашения с Hoegh LNG заканчивается в 2024 году, и к декабрю 2022 года Литва должна определиться с выкупом терминала.  

По мнению Юшкова, если литовская компания собирается взять другой приемный терминал СПГ, то это не будет означать, что ситуация как-то радикально изменится, и Литве это будет выгодно. Кроме того, любой СПГ-терминал требует строительства необходимой инфраструктуры – и здесь литовцы уже достаточно много вложили средств для включения Independence в свою энергосистему. 

"Они потратили деньги на то, чтобы построить подводящую инфраструктуру и газ с СПГ-терминала мог вступать в общую газотранспортную систему. Потом подписали контракт с норвежцами на аренду приемного плавучего терминала, потом, соответственно, они подписали контракт на поставку СПГ из Норвегии, который был дороже, чем российский трубопроводный газ", – пояснил собеседник Baltnews.

"Весь этот комплекс мероприятий – это очень дорогое удовольствие, и руководство Литвы в какой-то момент говорило, что таким образом заставит "Газпром" понизить цены. Но, конечно, это абсурдно", – добавил эксперт.

Юшков объяснил, что Литва изначально покупает СПГ за более высокую стоимость, подчеркнув, что это такая рыночная цена газа. При этом, получается, что было бы логично и "Газпрому" повысить цены на сырье до той самой "рыночной" стоимости, иначе компания "не добирает денег с Литвы".

"Но в конце концов литовские власти сказали, что это цена независимости страны (…) Здесь эта история очевидна, потому что терминал СПГ в Клайпеде с самого начала не был экономическим проектом – это был политический проект", – заключил Игорь Юшков.

Напомним, аренда судна Independence и обслуживание терминала обходятся Литве в 66 млн евро ежегодно.

Источник: Baltnews.lt, 14.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики