Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин на бирже не хочет дешеветь: чем это грозит рядовым автомобилистам

Бензин на бирже не хочет дешеветь: чем это грозит рядовым автомобилистам

Цены на бензин и дизельное топливо на российских АЗС растут вместе с инфляцией, однако на бирже стоимость оптовых поставок бьет рекорды. Российский топливный союз предупредил правительство, что независимые АЗС работают в убыток. Эксперты считают, что или внешние факторы приведут к снижению оптовых цен, или правительству снова придется вмешиваться в ситуацию.

Цены на моторное топливо по национальному индексу первичного рынка на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигли на этой неделе рекордных значений. Так, бензин Аи-92 торгуется в районе 56 тыс. рублей за тонну, бензин Аи-95 — 60 тыс. рублей за тонну, а дизельное топливо — 53 тыс. рублей за тонну.

Повышение цен связано с ростом мировых цен на нефть и моторное топливо. Так, нетбэк (экспортная цена без учета налогов и сборов) на Аи-92 составляет более 73 тыс. рублей, по данным СПбМТСБ.

В июле Российский топливный союз обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину. В РТС пожаловались, что оптовые цены на топливо растут быстрее инфляции, а розничные ограничены ею. В результате независимые АЗС продают бензин и дизтопливо в убыток.

«Большая часть топлива продается в России заправками ВИНКов (вертикально-интегрированных нефтяных компаний), а они, как правило, напрямую поставляют топливо своим сбытовым структурам и не используют биржевую торговлю», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. По его мнению, проблема для потребителей может возникнуть, если независимые АЗС будут закрываться: «Такие АЗС расположены в отдаленных населенных пунктах, в местах, которые непривлекательны для ВИНКов. И если такая АЗС закрывается, то местным жителям приходится дальше ездить для заправки своих автомобилей».

Хуже всего приходится, конечно, независимым АЗС, согласен аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман. «Немного лучше ситуация выглядит для потребителей, так как розничные цены все-таки растут медленнее инфляции, и вертикально-интегрированных компаний, которые получают относительно высокую маржу на этапе апстрима, хотя, конечно, хотели бы увеличить и розничные цены», — замечает эксперт.

По мнению аналитиков «ФИНАМ», есть два варианта развития событий. «Либо мы увидим коррекцию цен на нефть и снижение спроса на фоне конца сезона отпусков, что приведет и к коррекции биржевых цен на нефтепродукты. Либо придется в очередной раз вмешиваться правительству, — отмечает Сергей Кауфман. — Из оставшихся у правительства средств по сдерживанию внутренних цен на топливо можно выделить запрет на экспорт бензина, рост нормативов по продаже топлива на бирже, временное снижение налоговой нагрузки на отрасль и еще одну корректировку демпферного механизма».

Источник: EADaily, 15.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики