Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз запретил "Газпрому" половину газопровода OPAL

Евросоюз запретил "Газпрому" половину газопровода OPAL

Европейский суд юстиции поддержал требование Польши ограничить на 50% мощность газопровода OPAL, соединяющего газопровод "Северный поток" с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы, отклонив таким образом апелляцию Германии.

Решение суда прокомментировали в компании "Газпром экспорт". "Хотя компании группы "Газпром" и не были стороной процесса, мы внимательно следили за ходом разбирательства и разочарованы созданием искусственных преград для эффективного использования инвестиций в газотранспортную систему Европы", - цитирует ее представителя ТАСС.

Напомним, по требованиям третьего энергопакета ЕС, объекты энергетической инфраструктуры европейских стран не должны зависеть от производителей электроэнергии либо энергоресурсов. В результате до 50% мощностей газопровода OPAL необходимо резервировать для прокачки газа от "альтернативных поставщиков" - которых физически не существует, так как это ответвление получает газ исключительно по "Северному потоку".

На протяжении многих лет Еврокомиссия изучала эту проблему и в 2016 году все же расширила доступ "Газпрома" к OPAL, дав компании возможность на исключительных правах бронировать половину мощностей трубы и получить через аукционы с третьими сторонами оставшиеся 50%. Но в начале сентября 2019 года Европейский суд по иску Варшавы отменил это решение ЕК. В результате российский холдинг снова мог задействовать только 50% мощностей трубопровода.

Вскоре, в ноябре 2019 года, Германия направила апелляцию на это решение. Пока она рассматривалась, решение Еврокомиссии об использовании OPAL на все 100% продолжало оставаться в силе.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в первую очередь отметил, что решение суда является очередным доказательством того, что Европа, считающаяся регионом, где уважают и соблюдают права, к сожалению, не выполняет свое же собственное законодательство.

По его словам, совершенно непонятно, на каких правовых основаниях суд оставил это решение по иску Польши, потому что в третьем энергопакете совершенно четко прописана процедура использования второй половины мощности. "Это судебное решение крайне спорно с точки зрения европейского права. Тут даже вопрос не в том, что тем самым создаются проблемы у "Северного потока-1". Это ведь не новое решение. Там была многолетняя тяжба, и суд становился то на сторону Газпрома, то на сторону Польши. Изначально Европейский суд исходил из необходимости всегда дополнительной профицитной инфраструктуры, но здесь вдруг решил поступить по-другому. Последнее решение было в пользу Польши, а сейчас суд просто отклонил очередную попытку Газпрома это решение отменить", - поведал экономист.

Он обратил внимание на то, что это решение свидетельствует о начале борьбы за использование "Северного потока-2". "Почему, кстати, регулируют газопровод ОПАЛ? Потому что, например, "Северный поток-1" не попадал под действие третьего энергопакета, газопроводы вообще раньше не регулировались. А потом Европейская комиссия специально изменила законодательство под "Северный поток-2", и это не скрывается. Я думаю, что это как раз начало борьбы за применение "Северного потока-2", потому что как только он будет достроен, начнется следующий этап: как его будут использовать", - пояснил Константин Симонов.

Он подчеркнул, что предстоит очень непростая борьба, в которой Газпрому потребуются сильные юридические и политические аргументы. "Газпром не требует изменить законодательство под себя. Как в случае с ОПАЛом, так и в случае с "Северным потоком-2", Газпром будет настаивать на том, чтобы законодательство Евросоюза соблюдалось им же самим, потому что, к сожалению, решение суда последнее по ОПАЛу - это нарушение норм третьего энергопакета. Очень грустно, что в Европе это происходит", - заключил экономист.

Источник: Вестник Кавказа, 15.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики