Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Странная формулировка»: почему суд ЕС отклонил апелляцию Германии об увеличении мощности газопровода OPAL

«Странная формулировка»: почему суд ЕС отклонил апелляцию Германии об увеличении мощности газопровода OPAL

Европейский суд юстиции отклонил апелляцию Германии на восстановление мощностей газопровода OPAL, которые были ограничены по требованию Польши на 50%. Об этом говорится в заявлении суда. Решение было принято на основании принципа энергетической солидарности. Своё разочарование постановлением выразили в компании «Газпром экспорт», а в Совете Федерации аргументацию органа назвали странной. Эксперты считают решение суда политическим и нарушающим права инвесторов. 

Европейский суд юстиции счёл правомочным требование Польши ограничить на 50% мощности газопровода OPAL, который соединяет «Северный поток» с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. Об этом говорится в заявлении суда.

«Суд постановил, что, вопреки утверждениям Федеративной Республики Германия, законность любого нормативного акта институтов ЕС, подпадающего под энергетическую политику Европейского союза, должна быть оценена в свете принципа энергетической солидарности, даже если в подзаконном акте нет применимой прямой отсылки к этому принципу», — говорится в документе.

Таким образом, апелляция Германии о восстановлении мощностей газопровода до 100% была отклонена.

«Искусственные преграды»

Своё разочарование постановлением суда выразили в компании «Газпром экспорт». Там подчеркнули, что таким образом в ЕС создаются искусственные преграды для инвестиций в газотранспортную систему Европы.

«Хотя компании группы «Газпром» и не были стороной процесса, мы внимательно следили за ходом разбирательства и разочарованы созданием искусственных преград для эффективного использования инвестиций в газотранспортную систему Европы», — приводит ТАСС заявление компании.

В свою очередь, в Совете Федерации назвали странной формулировку, которая была использована для признания требований Польши.

 

«Сама формулировка — исходя из «энергетической солидарности» — вообще странная. Потому что явно во главу угла должны ставиться юридические нормы. Некая солидарность — это что-то такое сомнительное», — отметил в беседе с RT член комитета Совфеда по международным делам Сергей Цеков.

 

В компании — операторе трубопровода заявили, что найти «быстрое и эффективное решение» этого спорного вопроса было бы на пользу конечным потребителям.

Вместе с тем в Министерстве энергетики Германии указали на то, что обжаловать принятое судом постановление нельзя.

«Сегодняшнее решение Европейского суда подтвердило решение Европейского суда более низкой инстанции от 2019 года. Обжалование решения не является возможным», — сказал представитель ведомства РИА Новости.

В борьбе за газ

Напомним, Польша потребовала ограничить перекачку газа по OPAL ещё в 2016 году, когда Еврокомиссия позволила «Газпрому» использовать дополнительные мощности газопровода, а не только 50%, как это предусмотрено Третьим энергопакетом ЕС. Согласно ему, вторые 50% мощностей должны были выставляться на торги в интересах альтернативных поставщиков, однако по факту это не было осуществлено.

По мнению Польши, 100%-ная загрузка OPAL могла привести к тому, что Россия якобы меньше поставляла бы газа по другим своим веткам, например по «Ямалу — Европе», который проходит через РФ, Белоруссию, Польшу и Германию. А это, в свою очередь, сочли в Варшаве, нарушает «принцип энергетической солидарности».

Европейский суд юстиции согласился с опасениями Польши, поэтому в 2019 году было принято постановление снова ограничить мощности OPAL на 50%. Таким образом, «Газпрому» пришлось снизить прокачку газа до 18 млрд куб. м в год.

В ФРГ с претензиями Польши не согласились, отметив, что принцип энергетической солидарности является лишь политическим понятием, а не правовым критерием. В связи с этим в октябре 2019 года Германия подала апелляцию в суд ЕС в Люксембурге.

Однако 18 марта 2021 года генеральный адвокат суда Европейского союза Мануэль Кампос Санчес-Бордона рекомендовал отклонить апелляцию. По его словам, он изучил нормативные акты ЕС и пришёл к выводу, что «в первичном праве ЕС солидарность является ценностью и целью, на которые всё чаще полагается сам Евросоюз для принятия обоснованных политических и экономических решений».

Несмотря на то что рекомендация генерального адвоката не является обязательной к исполнению, суд всё же принял решение отклонить апелляцию.

Нарушают права инвесторов

По мнению экспертов, решение Европейского суда юстиции носит больше политический характер. В частности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович отметил, что аргументы о нарушении OPAL конкурентного права являются сугубо формалистскими, так как туда изначально может поступать лишь российский газ.

«Другой газ, кроме российского, в трубопровод OPAL попасть не может, и за этим формализмом скрывается попытка заставить Россию уменьшить своё присутствие на газовом рынке Европы», — заявил эксперт в беседе с RT.

Митрахович подчеркнул, что невозможность использовать газопровод на полную мощность в первую очередь наносит прямой ущерб немецкому бизнесу.

 

«В данном процессе сторона Германии не была услышана. Газопровод OPAL — хороший инфраструктурный объект, который важен властям ФРГ. То, что эту трубу невозможно использовать на полную мощность, наносит прямой ущерб немецкому бизнесу, который инвестировал в его строительство», — подчеркнул он.

 

В свою очередь, заместитель генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач добавил, что это политически мотивированное решение ничего хорошего ЕС не принесёт.

«К тому же Европейский суд, игнорируя такие основополагающие нормы права, как защита инвестиций, портит свою репутацию эталона верховенства права», — заметил он.

Вместе с тем аналитики сходятся во мнении, что все ограничения могут быть сняты, если ЕС ощутит нехватку природного газа.

«Тогда найдутся аргументы и механизмы, чтобы, несмотря на вынесенное решение, использовать трубу OPAL в полном объёме», — сказал Алексей Гривач.

К тому же он отметил, что если инвесторы не получат свои вложенные средства от использования OPAL, то ЕС должен будет возместить их потери.

«Но вряд ли Евросоюз на такое готов пойти», — подчеркнул собеседник RT.

OPAL в опале

OPAL, являющийся ответвлением «Северного потока», имеет проектную мощность 36,5 млрд куб. м в год. Его строительство стоило около €1 млрд и было завершено в 2011 году. Газопровод проходит по территории Германии и является одним из крупнейших инфраструктурных энергетических проектов страны.

После того как ещё в 2019 году ЕС по иску Польши снизил до 50% мощности OPAL, «Газпром» начал перераспределять потоки. Таким образом он компенсирует поставки конечным потребителям в Европе и не снижает объёмы прокачки топлива. Однако, как отмечают эксперты, скорый ввод в эксплуатацию «Северного потока — 2» может поднять вопрос о доступности всех мощностей OPAL.

«Если «Газпром» в перспективе рассчитывает на полную загрузку «Северного потока — 2», то необходимо будет вернуться к вопросу о том, чтобы OPAL снова был выведен из антимонопольных ограничений. Уверен, что в перспективе этот газопровод заново можно будет использовать на полную мощность», — резюмировал Станислав Митрахович.

Авторы: Полина Духанова, Алёна Медведева

Источник: RT, 16.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики