Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «С учетом инфляции российский газ для Беларуси становится дешевле» – эксперт

«С учетом инфляции российский газ для Беларуси становится дешевле» – эксперт

Одной из тем переговоров президентов Беларуси и России в Санкт-Петербурге стали нефтегазовые вопросы. Как сообщила пресс-секретарь белорусского лидера, было найдено решение по налоговому маневру в области переработки нефти. Кроме того, президенты приняли принципиальное решение по цене на российский газ для республики: согласование окончательного тарифа еще идет, но решено, что в 2022 г. он не превысит уровня текущего года. Корреспондент «Евразия.Эксперт» выяснил, что означают новые договоренности Минска и Москвы.

Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

– Уже четвертый год подряд сохраняется установленная ранее цена (около 130$ за 1 тыс. куб. м.). Каждый раз Беларусь от этого, конечно, выигрывала, потому что какой год ни возьми, средняя цена поставки газа в дальнее зарубежье оказывалась выше.

Для Европы цены в течение года меняются. Даже в прошлом году, когда Минск заявлял о том, что Россия продает Германии газ дешевле, в итоге средняя цена поставки газа «Газпрома» в дальнее зарубежье вышла 140$ за 1000 куб. м. А Беларусь покупала его по 130$, то есть в среднем по году она все равно выиграла.

Если брать 2018 г., 2019 г. и все остальные, никогда не было такого, чтобы Беларусь платила больше, чем Европа в среднем по году. В 2021 г. средние цены «Газпрома» для Европы составляют более 300$ за 1 тыс. куб. м, а на спотовых рынках и вообще 450-500$. Посмотрим, что будет по итогам года в Европе, но я думаю, что в среднем, наверное, цена будет выше 300$, а в Беларусь, у которой, соответственно, 130$, с каждой тысячи кубометров будет экономить порядка 200$ в этом году.

Что будет в следующем году, сказать пока сложно: цены для Европы на российский газ постоянно меняются, есть контракты, которые привязаны к спотовому ценообразованию, есть контракты с нефтяной индексацией. Но ясно, что не сложится ситуации, при которой Беларусь пожалеет о цене 130$ за тысячу куб. м. Это низкая цена, и, думаю, ниже нее не будет.

Никаких катаклизмов с падением цен на газ, думаю, тоже не будет, поэтому для Беларуси это выгодно. И то, что эту цену не проиндексировали, ей должно быть вдвойне приятно, ведь нет даже никакой поправки на уровень инфляции, а в нашей практике взаимоотношений, как правило, эта поправка все-таки присутствует. Например, мы совместно индексируем на уровень инфляции тарифы на прокачку нефти через Беларусь для российских компаний.

В 2022 г. будет, по-моему, уже пятый год, как цены на газ не индексируются – то есть, по сути, для Беларуси каждый год газ становится все дешевле. Конечно, возникает вопрос курсовой разницы, потому что цена зафиксирована в долларах, но я думаю, что это определенный успех Минска в переговорах с Россией. Есть еще нефтяная история, и тут как раз Минск не может достигнуть успеха в плане того, что никакой компенсации, кроме кредитной, за налоговой маневр Минску не обещают. Тем не менее, определенная половинчатая компенсация заключается в том, что Минску продолжают выдавать кредиты.

Беседовала Мария Мамзелькина

Источник: Евразия.Эксперт, 16.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики