Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Событие мирового масштаба»: углеродный рынок Китая создаст трудности российским экспортерам

«Событие мирового масштаба»: углеродный рынок Китая создаст трудности российским экспортерам

Китайский экспорт в ЕС может стать привлекательней российского

Китай запустил во всех провинциях систему торговли углеродными квотами. Это способ в ближайшем будущем обойти трансграничный углеродный налог Европейского союза, говорят аналитики. Если Россия не масштабирует эксперимент по торговле квотами, то позиции наших экспортеров ослабнут по сравнению с китайскими на рынке ЕС — крупнейшего торгового партнера России. 

В Китае стартовала система торговли углеродными квотами, которая в экспериментальном режиме ранее работала в 8 провинциях страны, сообщает агентство Синьхуа. Пока что квоты будут рассчитываться только для 2 225 компаний энергетического сектора, так как их отчетность по выбросам наиболее прозрачна.

Китай планирует вскоре распространить квоты на другие отрасли — нефтехимическую и химическую промышленность, производство стройматериалов, цветную металлургию и сталелитейное производство, бумажные заводы, авиацию и т.д.

Запуск национального углеродного рынка в Китае — важное событие мирового масштаба, и в перспективе это будет крупнейший рынок с многомиллиардным объемом квот, рассказал «Газете.Ru» директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов.

«Включение в него отраслей промышленности, продукция которых поставляется в ЕС, будет означать, что пограничный налог на импорт будет меньше, чем цена европейских квот как минимум на величину внутренней углеродной цены в Китае. Возможно, Китаю удастся добиться и ещё больших послаблений от ЕС»,— считает Сафонов.

Главным условием Евросоюза является наличие в стране-экспортере сопоставимой системы регулирования выбросов, что Китай и создал. В отличие от России, где эксперимент по торговле квотами пока что только начат на Сахалине.

Это значит, что российские поставщики будут оплачивать углеродный след своих товаров при пересечении границ ЕС, что поставит их в заведомо невыгодное положение по сравнению с тем же Китаем. В Минэкономики РФ подсчитали, что под вводимый с 2023 года «углеродный налог» подпадает российский экспорт металлов, удобрений, электроэнергии и цемента на $7,6 млрд в ценах прошлого года.

Такое положение дел ставит Россию перед выбором между углеродным налогом или системой торговли квотами, как в Китае, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Мы очень зависим от европейского рынка сбыта, поэтому здесь нам выкрутили руки. Придется либо платить трансграничный налог ЕС, либо вводить свой углеродный налог или систему квот, что уменьшит конкурентоспособность наших экспортеров, либо стоять насмерть, доказывая что-то про поглощающую способность наших лесов», — очертил перспективы Митрахович. Он считает, что Россия скорее всего введет механизм, схожий с китайским, требуя отмены или уменьшения трансграничного сбора.

Как именно это будет работать, пока не ясно. Европейское углеродное регулирование еще не определило четкую схему применения национальных углеродных сборов с потенциальных экспортеров, напоминает младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Юлия Катасонова.

Эксперимент по торговле квотами, начатый в Сахалинской области, пока не даёт четкого ответа на вопрос, а как именно будет работать рынок квот на выбросы парниковых газов в России. Для этого потребуется еще много усилий — создать правовую базу, реестр проектов и углеродных единиц, запустить проектные процедуры, реализовать углеродные проекты, наладить механизм распределения квот. Если опыт будет успешным, часть наработок можно применить в других регионах, считает Сафонов.

Кроме того, в принятом рамочном законе об ограничении выбросов парниковых газов ничего о рыночном механизме вообще нет — это положение было исключено на этапе обсуждения проекта, говорит он.Возможность выполнения добровольных климатических проектов никак не решает задачу создания углеродного рынка. Проекты (предложение углеродных единиц) без жестких ограничений на выбросы (спрос на единицы) не работают, подчеркивает директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ.

Если на Сахалине действительно будет создан рыночный механизм по сокращению выбросов парниковых газов и возникнут рыночные цены на СО2, это может стать основанием для получения «скидки» на оплату углеродного следа российского экспорта в ЕС (может выплачиваться разница между ценой квот в ЕС и ценой на сахалинском рынке), говорит он.

Вероятно, на нашем отечественном пилотном рынке цена будет крайне низкой, ведь никаких жестких мер по ограничению выбросов не планируется. Так происходит и на схожих рынках Казахстана и Мексики, где регулирование мягкое и цена квот ниже $1/ т СО2. Европейские цены сегодня достигают $70/тСО2, а в ближайшее время будут только расти.

«Поэтому углеродные платежи за поставки российской карбоноемкой продукции, даже с учетом сахалинских квот, будут высокими», — заключает Сафонов.

После тестирования системы квотирования выбросов парниковых газов на Сахалине можно будет давать оценку эффективности эксперимента, прокомментировали в Минэкономразвития.В настоящее время наиболее перспективной видится концепция установления квот для крупнейших эмитентов парниковых газов, говорят в ведомстве. Там также подчеркнули, что для запуска экспериментов в других регионах необходимо как желание самого региона, так и серьёзная база и расчёты, обосновывающие оправданность такого участия.
Сахалинский эксперимент в перспективе может рассматриваться в качестве одной из ключевых составляющих Российского диалога с ЕС, заключили в министерстве.

Автор: Маргарита Соболь

Источник: Газета.Ru, 18.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики