Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» имеет доступ к внутриукраинскому рынку лишь номинально

«Газпром» имеет доступ к внутриукраинскому рынку лишь номинально

«По договору от 19 января 2009 года, который регулирует российско-украинские отношения в данной сфере, „Газпром“ в принципе имеет право продавать определённый объём газа на внутриукраинском рынке самостоятельно», — заявил 9 сентября в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, отвечая на вопрос о том, имеет ли «Газпром» на данный момент хоть какой-нибудь доступ к внутреннему газовому рынку Украины.

«Там выделяется определённая квота, которая Украиной на самом деле нарушается: „Газпром“ свою квоту полностью выбрать не может. Это объясняется тем, что в соглашении о поставках российского газа на Украину был зафиксирован принцип „take or pay“, то есть, Киев должен был на 80% выбрать обозначенный объём. Но, как известно, из-за кризиса украинская экономика очень сильно просела. Был серьёзный недобор газа, и Украина должна была заплатить около $8 млрд. штрафа. Однако по нашей доброй воле этого не произошло», — сообщил Симонов.

«Раньше „Газпром“ действовал на украинском рынке очень просто — у него было 50% в компании RosUkrEnergo, которая, помимо прочего, являлась продавцом российского газа на Украине. Правда, партнёром российской стороны там был Дмитрий Фирташ, очень ловкий человек, который завёл там на себя несколько местных облгазов — он, по сути, владел „последними милями“, продавая газ достаточно дорого», — отметил эксперт.

По его словам, после того, как RosUkrEnergo стали убирать из бизнеса, была создана компания «Газпром сбыт Украина», через которую и осуществляются поставки газа. Но там есть определённая хитрость. Как происходят эти поставки? Сначала «Нафтогаз» покупает весь объём российского газа, потом продаёт этот газ «Газпром сбыт Украина», которая пытается реализовать этот газ на рынке конечного потребителя. В любом случае, это не конечный рынок — ей приходится договариваться с облгазами», — сказал Симонов.

«Надо отметить, маржа там небольшая — „Нафтогаз“ берёт всего один доллар наценки. Но всё равно, система абсолютно „кривая“. И в этом плане либерализация украинского рынка должна позволить „Газпрому“ выйти на рынок конечного потребителя», — считает эксперт.

По его мнению, «Газпром» должен настаивать на этой либерализации. «Что такое либерализация? Она должна обеспечить доступ газа к конечному потребителю. Нам не нужны посредники. Изначально в договоре было зафиксировано право „Газпрома“ продавать на внутриукраинском рынке до трети от общего объёма газа. Но все эти квоты были нарушены», — подчеркнул эксперт.

«Газпромовская «дочка» должна заключать прямые контракты. А там всё сложно, поскольку «последние мили» — облгазы — тоже имеют собственника. В большинстве случаев это Фирташ. Естественно, «Газпром сбыт Украина» вынуждена реализовывать газ через эти структуры — системы газопроводов-то она не имеет. «Нафтогаз» предоставляет лишь место в трубе, но после того, как сырьё доходит до облгазов, в дело вступает другой собственник — Фирташ, Вексельберг и прочие шустрые ребята. В том-то и дело, что на Украине огромное количество всяких посредников, равно как и собственников «трубы последней мили», — подвёл итог Константин Симонов.

Источник: ИА REGNUM, 09.09.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики