Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия построит АЭС в Узбекистане: Китай может получить нового поставщика газа

Россия построит АЭС в Узбекистане: Китай может получить нового поставщика газа

Узбекистан готовится к строительству российской АЭС. Какое влияние проект может оказать на обе страны, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Импортер превратится в экспортера

По итогам проверки комиссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) заключила, что Узбекистан полностью готов к постройке первой в своей истории атомной электростанции. Инспекторы провели комплексную оценку процесса развития инфраструктуры для ядерно-энергетической программы и пришли к выводу, что все идет по плану при соблюдении всех нормативных требований.

Результатом утвержденной программы развития энергетики страны и заключения соглашения между Россией и Ташкентом в сентябре 2019 года должно стать строительство проекта АЭС «Тузкан» в Джизакской области, где планируется установка двух российских реакторов, чья совокупная мощность может достигать 2,4 гигаватта.

Два реактора позволят перекрыть внутренний дефицит электроэнергии и снизить зависимость от импорта, в том числе из Таджикистана, а также сменить статус импортера на поставщика.

Узбекистан взял курс на отказ от продажи газа за рубеж. Сегодня на экспорт из 60 млрд добываемого топлива 8 млрд идут в Китай, 4,5 млрд в Россию и еще 2,5 млрд в Казахстан. Перед страной стоит сложная задача к 2025 году полностью отказаться от экспорта газа, перейдя к продаже продуктов его переработки. 

 

Узбекистан развивает энергетику

В последние годы в республике наблюдается стабильный рост экономических показателей. Так, ее внутренний валовый продукт (ВВП) в 2019 году вырос на 5,6% по сравнению с предыдущим годом и достиг отметки в 57,9 миллиарда долларов. По оценкам Всемирного банка, доля ВВП на душу населения в этот же период выросла на 3,6% и составила 1724 доллара.

В стране добывается много полезных ископаемых, в том числе нефть, газ и уголь. Объем добычи природного газа составляет 60 млрд кубометров в год. В подземных хранилищах страны также находятся богатейшие запасы урана. По оценке МАГАТЭ, объем хранящейся под землей Узбекистана урановой руды составляет 230 тысяч тонн. Государство также ведет промышленную добычу золота, меди, фосфоритов и молибдена.

Производство электроэнергии в Узбекистане составляет 61,6 тераватт-часа в год, из которых более 85% производится на базе природного газа и 10% на базе угля, однако в стране все равно наблюдается постоянный дефицит энергии. Сейчас в Узбекистане в дополнение к уже существующим 48 электростанциям строятся еще восемь объектов.

В начале июня 2021 года в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума государство также подписало соглашение с группой российских компаний о финансировании строительства крупнейшего в СНГ газохимического комплекса. Завод будет построен в Бухарской области и станет работать исключительно на природном газе, добытом в стране, производя до 720 тысяч тонн современных полимеров.

Тогда же появилась новость о том, что российский «Газпромбанк» предоставит Узбекистану кредит в размере 300 млн долларов на проведение модернизации Шуртанского газохимического комплекса, который работает на базе собственного газоконденсатного месторождения и после реновации сможет выпускать до 430 тысяч тонн полиэтилена и до 280 тысяч тонн полипропилена. 

 

Инвестиции могут привести к потерям

В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил, что у Узбекистана есть определенный дефицит электроэнергии, который он должен компенсировать, приобретая ее у соседних стран, а строительство собственной АЭС поможет государству решить эту проблему.

«Государство гипотетически может перестать быть импортером энергоресурсов и стать их экспортером, что, однако, на практике маловероятно из-за довольно непростых геополитических отношений в регионе», — заявил Симонов.

Эксперт сообщает, что есть возможность организовать поставку в более дальние регионы, вроде Индии или Пакистана, но такой исход событий также маловероятен ввиду того, что это невыгодно экономически из-за дорогой транспортировки электроэнергии.

«Основная цель строительства данного объекта — это собственное потребление, чтобы отказаться от импорта из близлежащих стран, с которыми у Узбекистана сложные отношения», — констатирует Симонов.

Как отмечает эксперт, Россия подобные проекты строит самостоятельно и за свой счет, рассчитывая вернуть инвестиции благодаря продаже электроэнергии на внутреннем рынке страны, что делает такие проекты выгодными для стран, организующих у себя подобное строительство.

«Если для Узбекистана такая сделка беспроигрышная, то со стороны нашей страны вопрос о необходимости такого агрессивного продвижения отечественных технологий за рубежом остается открытым», — сообщает Симонов.

Эксперт утверждает, что строительство подобных проектов в странах с нестабильной экономической ситуацией окупается достаточно долго и использование госбюджета на столь длинные инвестиции не всегда разумно, учитывая, какие есть альтернативы.

«Строительство российских АЭС часто происходит в странах, которые потребляют отечественный газ, в результате чего наша страна не только дает им альтернативу своей продукции, но и рискует получить конкурента в экспорте. Например, Узбекистан уже осуществляет поставки газа в Китай, которые могут увеличиться с появлением нового источника энергии», — замечает Симонов.

Подводя итог, специалист отмечает, что перспектива таких инвестиций со стороны России весьма неопределенная и несет в себе больше рисков, чем потенциальной прибыли, однако наше государство продолжает их осуществлять, рассчитывая получить дивиденды в долгосрочной перспективе.

Автор: Евгений Рюмкин

Источник: Экономика сегодня, 19.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики