Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газ как оружие»: стали известны детали соглашения США и Германии по «Северному потоку — 2»

«Газ как оружие»: стали известны детали соглашения США и Германии по «Северному потоку — 2»

Проект документа оказался в распоряжении Bloomberg. По данным агентства, США согласились прекратить давление на европейских участников проекта и немецкий бизнес при соблюдении ряда условий

Соединенные Штаты и Германия близки к заключению соглашения относительно «Северного потока — 2». Его проект оказался в распоряжении Bloomberg.

Согласно документу, Германия, во-первых, обязуется принять некие неназванные «национальные меры», если Россия будет использовать энергетику как «оружие» против Украины. Во-вторых, Берлин будет способствовать продлению не менее чем на десять лет договоренностей о транзите российского газа через Украину, которые истекают в 2024 году.

Эта сделка между Вашингтоном и Берлином, по словам одного из источников информагентства, позволит избежать санкций против оператора проекта — компании Nord Stream 2 AG. О значении этого соглашения для России рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Договоренности эти только могут выглядеть как-то страшно для России — что якобы ее кто-то будет принуждать к подписанию контрактов после 2024 года, чтобы вести газ через Украину. Но на самом деле, мне кажется, что это довольно позитивный исход, потому что Соединенные Штаты настаивали на том, чтобы был разработан уже сейчас механизм, который автоматически будет останавливать работу «Северного потока — 2», если у какой-то стороны (либо у Европы, либо у Соединенных Штатов) возникают вопросы к внешней политике России. Если бы этот механизм был разработан и внедрен в Европе, то, конечно, каждые пять минут США заявляли бы, что Россия угрожает Украине хотя бы по факту наличия конфликта на Донбассе, и никогда не давали бы нормально работать «Северному потоку — 2». А тут Германия по сути все это смягчила. Немцы сказали, что если будет доказано, что Россия использует именно «Северный поток — 2» для давления на Украину, тогда мы и поговорим о каких-то санкциях. Причем никакой конкретики не называется, о каких санкциях будет идти речь [не оговаривается]. И конечно, формулировка о том, что Германия будет способствовать тому, чтобы после 2024 года был некий долгосрочный контракт, направляющий газ через Украину, это все, по сути, отговорки. Германия всегда может сказать: «Мы пытались, мы устроили, может, конференцию какую-нибудь с участием «Газпрома» и оператора газотранспортной системы Украины, но они коммерческие компании, мы выполнили свои обязательства, мы постарались, мы поспособствовали». Поэтому в этом пункте все довольно позитивно для России. Речи о запрете на ввод в эксплуатацию «Северного потока — 2» нет, он в этом году будет и достроен, и введен в эксплуатацию. Единственной проблемой для проекта остается антимонопольное законодательство самой Европы. Борьба будет продолжаться, безусловно. Но я думаю, что сегодня можно сказать, что все закончилось довольно хорошо».

По данным Bloomberg, для поддержки двусторонних энергетических проектов с Украиной Германия назначит специального посланника. Финансирование этой миссии составит около 70 млн долларов. Также США и Германия намерены наращивать инвестиции в «зеленый фонд» Украины в размере до миллиарда долларов, чтобы помочь переходу страны на экологически чистую энергию.

Источник: BFM.RU, 20.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики