Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт предположил влияние сделки Германии и США по «Северному потоку – 2» на интересы России

Эксперт предположил влияние сделки Германии и США по «Северному потоку – 2» на интересы России

«США и Германия не могут взять на себя обязательства за действия третьей стороны, не участвующей в данном соглашении», – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков, комментируя анонсирование скорого соглашения между Вашингтоном и Берлином по «Северному потоку – 2».

«В соглашении скорее всего пойдет речь о том, что Германия будет более активно инвестировать в энергетику Украины», – считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его мнению, пока все выглядит довольно позитивно для «Северного потока – 2». «Судя по всему, США не добились поставленной цели, которая заключалась в остановке проекта. Поэтому сделка между Берлином и Вашингтоном вряд ли затронет интересы России», – полагает он.

Эксперт напомнил, что у американцев было два варианта помешать нормальному функционированию газопровода. «Первый вариант предполагал введение санкций на строительство и эксплуатацию трубопровода. Но это в большей степени било по Европе, что привело бы к ухудшению американо-германских отношений, поэтому Вашингтон отказался от этой затеи», – уточнил Юшков.

Второй вариант заключался в создании нового механизма управления «Северным потоком – 2» с неким обременением для него, отметил собеседник. «Соединенные Штаты активно продвигали идею, согласно которой в случае использования Россией газопровода как политического оружия его работа ставилась бы на паузу. Сейчас, согласно европейскому законодательству, такие действия незаконны. Поэтому американцы предлагали внести изменения в законодательство ЕС», – пояснил Юшков.

Однако, как отметил эксперт, Германия от подобной инициативы США, видимо, сумела увернуться. «В обмен на полноценную работу газопровода Германия обязуется увеличить объем инвестиций в украинскую энергетическую сферу. Но о каких инвестициях идет речь – пока не очень ясно. Поэтому здесь возникает пространство для маневра. Германия может годами забалтывать Украину или предложить ей кредиты. Но их придется возвращать», – указывает Юшков.

«Что касается транзита газа через территорию Украины, то до конца 2024 года Киеву не о чем беспокоиться. Однако существует проблема сохранения схемы так называемого «виртуального реверса» газа. Эта схема позволяет Украине перекупать часть транзитного газа у европейцев», – объяснил эксперт.

«Сейчас Киев с помощью виртуального реверса импортирует около 10 млрд куб. м российского газа в год. Если не будет транзита, то не будет и возможности использовать эту схему. Придется качать газ либо напрямую из Европы, что довольно дорого, либо уговаривать европейцев, чтобы они договорились о поставках газа через Украину. Но политически тут возникнут проблемы, потому что нужно будет объяснить собственному населению, почему Киев покупает российский газ не напрямую у Газпрома, а гораздо дороже у европейцев», – рассказал Юшков.

По его мнению, в германо-американском соглашении тема транзита российского газа через территорию Украины вряд ли будет упомянута. «США и Германия не могут взять на себя обязательства за действия третьей стороны, не участвующей в данном соглашении», – заключил эксперт.

Ранее стало известно, что США и Германия смогли преодолеть разногласия по вопросу строительства газопровода «Северный поток – 2». Источник Reuters заявил, что «все выглядит хорошо». Завершение переговоров ожидается «в ближайшие дни».

Другой источник сказал, что США и Германия приближаются к соглашению, которое позволит избежать санкций против оператора газопровода Nord Stream 2 AG. По словам источников, Вашингтон и Берлин планируют выделять больше средств на поддержание энергетических преобразований на Украине, а также энергетической безопасности и энергетической эффективности в стране. Не уточняется, идет ли речь о государственных или частных инвестициях.

Госдеп сообщает, что советник ведомства Дерек Шолле 20–21 июля посетит Киев, после чего отправится в Варшаву, он «продолжит дипломатические переговоры с Украиной и Польшей по широкому спектру вопросов, включая обеспокоенность относительно трубопровода». В Киеве Шолле «встретится с правительственными чиновниками высокого ранга, чтобы обсудить поддержку Соединенными Штатами усилий Украины по противодействию российской агрессии». Кроме того, Шолле обсудит с представителями бизнеса на Украине «возможности для общего процветания», передает ТАСС.

Напомним, президент США Джо Байден на пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель заявил, что Вашингтон и Берлин «абсолютно едины во мнении, что России нельзя позволить использовать энергию в качестве оружия, в качестве инструмента принуждения или угрозы против своих соседей». Меркель считает, что «Северный поток – 2» должен быть дополнением к транзиту газа через Украину, «все остальное вызвало бы большую напряженность».

В частности, Ангела Меркель заявляла, что Германия и Еврокомиссия приложили много усилий для заключения соглашения между Москвой и Киевом о транзите газа через Украину, и стоит надеяться, что он будет обеспечен и по истечении срока действия договора в 2024 году. По ее словам, есть «множество инструментов, которые по большей части находятся в руках не германской, а европейской стороны и которые можно использовать» в случае прекращения транзита.

Автор: Елена Лексина

Источник: Взгляд, 20.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики