Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кому Россия сможет предъявить счета за победу в войне трубопроводов

Кому Россия сможет предъявить счета за победу в войне трубопроводов

США и Германия договорились по "Северному потоку – 2"

Повестка намеченного на конец июля – начало августа визита Владимира Зеленского в Вашингтон получает мощное наполнение. Белый дом фактически подтвердил договоренность между США и Германией по дальнейшей судьбе трубопровода «Северный поток – 2» (СП-2). Документ, по данным Bloomberg, предполагает возможность введения санкций против Москвы со стороны Берлина, если власти ФРГ посчитают, что РФ применяет энергоресурсы для давления на Украину. Последней обещают, кроме того, 50 млн долл. кредитов на технологии зеленой энергии и некие гарантии возмещения платы за потерю транзита газа.

Ранее Ангела Меркель на встрече с Джозефом Байденом заявила, что СП-2 не должен стать заменой транзиту газа через Украину. Госдепартамент США в очередном докладе Конгрессу в августе будет вынужден доложить о неэффективности американских санкций, новый газопровод может быть полностью уложен на дно Балтики в ближайшие недели. Власти Украины накануне требовали компенсацию за сокращение транзита газа из-за строительства российских СП-2 и «Турецкого потока». Они надеются, что при поддержке США и Европы им удастся получить новый контракт на транзит 45–50 млрд куб. м в год на следующие 15 лет с финансовыми гарантиями от европейских банков или компаний. По действующему соглашению «Газпром» обязан прокачивать через территорию Украины по 40 млрд куб. м ежегодно до 2024 года. Украина, получается, хочет себе гарантий теперь до 2040 года.

Судя по утечкам, соглашение между США и ФРГ таких гарантий не предполагает. Во-первых, в документе умышленно приводятся неконкретные формулировки, чтобы «не предоставлять Москве точную информацию о планах Вашингтона и Берлина». Во-вторых, администрация США заранее попросила Украину воздержаться от критики договоренностей.

Похоже, что Россия тоже начала готовить свою переговорную позицию. Сразу в нескольких СМИ появились публикации о том, что РФ вынуждена была строить газотранспортные проекты в обход Украины, так как «Запад ввел в искушение молодые власти Украины и РФ». Если бы не ввел, то РФ поучаствовала бы в модернизации украинской газотранспортной системы, что было бы в разы дешевле нового строительства. Бенефициарами ситуации стал Запад, поэтому пусть он и платит, делают вывод авторы.

Готов и счет. В «Турецкий поток» РФ вложила не менее 11,4 млрд долл., стоимость СП-2 – 9,9 млрд евро. Еще дороже внутренние трубы, по которым газ идет от месторождений до Балтийского моря, они обойдутся Западу более чем в 40 млрд долл. Но деньгами дело, похоже, не обойдется. Эксперты намекают, что именно в период этого строительства благосостояние россиян стало падать. На самом деле доходы населения практически стабильно падают с 2013 года, хотя строительство «Турецкого потока» началось в 2017 году, СП-2 – в 2018-м.

На переговорах «Газпрома» с немцами не будет идти речь о каком-то «предъявлении ущерба», такие формулировки – вне привычных форм международной торговли. Но для обоснования своей позиции – почему транзит через Украину постепенно заменяется на обходные газопроводы – вполне подойдут, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Газпром» может указать, что украинская газотранспортная система (ГТС) давно окупилась и что транзит через нее дорогой. США и ФРГ могут пообещать Украине какие-то кредиты и продекларировать возможности инвестиций в ее ГТС, но пока она сама не предложит России выгодные варианты транзита, никакие немецко-американские договоренности не будут иметь большого значения с точки зрения сохранения украинского транзита, считает эксперт.

Источник: НГ, 21.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики