Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северному потоку-2» предложили сделку

«Северному потоку-2» предложили сделку

Почему Германия и США хотят продлить транзит газа через украинскую территорию

Президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Ангела Меркель обсудили продление соглашения по транзиту газа через Украину после 2024 года. Однако какую позицию занимает каждая из сторон, неизвестно. Телефонный разговор лидеров двух стран произошел после того, как Берлин и Вашингтон заключили сделку по поводу «Северного потока-2». США пообещали не мешать завершению проекта. В свою очередь, Германия намерена потребовать от России, чтобы та продлила на 10 лет истекающее в 2024 году соглашение с Украиной о транзите газа. Кроме того, Берлин обещает добиваться введения антироссийских санкций, если Москва будет использовать трубопровод в качестве оружия против европейских стран.

Ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович считает сделку Берлина и Вашингтона неэффективной: «Либо это какая-то промежуточная версия того, что мы услышим позже, либо лирика ни о чем. В очередной раз нам говорят, что Америка с Германией договорились добиваться некой помощи Украине, в том числе, чтобы Киев получил новый транзитный договор. Каким методом это сделать, совершенно непонятно. Как можно принудить Россию качать газ через украинскую территорию, если это не будет иметь экономического смысла для Москвы? Механизмов не прописывается.

Кроме того, предполагается, возможно, создание некоего правила, которое запретит немецким компаниям, скажем, получать газ из “Северного потока-2” в случае каких-то действий России, которые будут интерпретированы как неправильные или нежелательные.

А кто компенсирует компаниям расходы, которые этот газ уже включают в свои производственные цепочки, которым этот газ нужен для электрогенерации, для работы химической промышленности? Что делать с теми затратами, которые компании пустили на инфраструктуру, продлевающую “Северный поток-2” по территории Германии?

Тогда, наверное, немецкое правительство должно будет компенсировать эти расходы. Для любого немецкого правительства это будет очень непростое решение — вытаскивать миллиарды евро из карманов налогоплательщиков и отдавать их компаниям. Поэтому, на мой взгляд, пока что никакого эффективного механизма Германия с Америкой не придумали, никакого четкого решения нет.

Любой жесткий механизм против проекта бьет по интересам Берлина, поэтому его до сих пор и не существует.

А на уровне лирики, на уровне деклараций, конечно, можно Украине пообещать какую-то там вечную поддержку.

Кто сейчас даст гарантию загрузки на 10 лет? Тут я вижу два варианта. Первый — Украина меняет свою линию к России, улучшает отношения и говорит: давайте качать вместо Польши по нам. Тогда Киев должен предложить условия, которые лучше, чем предлагает Варшава по газопроводу “Ямал — Европа”.

Второй вариант — если польский транзит сохраняется, то на Украину остается очень мало, где-нибудь 20-25 млрд куб. м для снабжения стран вроде Словакии, Молдавии, может быть, какие-то отдельные поставки будут доходить даже до севера Италии, но это уже будут совсем небольшие объемы».

Однако у Берлина есть инструменты давления на Москву, настаивает заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков. И это принятые поправки в газовую директиву ЕС, продолжает он: « “Газпром”, будучи собственником трубы и газа, не может автоматически получить больше 50% мощностей. Труба загружается только на 50%. Однако германский регулятор может сделать для российской корпорации некое исключение, а может и не сделать. Для Берлина это сейчас основной аргумент.

Мощность трубы 55 млрд куб. м, мощность контрактов через Украину — 40 млрд. куб. м. Соответственно, если “Газпром” загружает “Северный поток-2” полностью, то в теории он может отказаться от Украины. А если он может загрузить “Северный поток” только наполовину, то он не может отказаться от Украины. Прямо сейчас это ключевой аргумент.

Нет никаких причин, почему “Газпрому” с коммерческой точки зрения продление контракта абсолютно невыгодно. Даже с вводом “Северного потока-2”, всех мощностей “Турецкого потока” и всех мощностей “Ямал — Европа” экспортировать больше, чем 185-190 млрд куб. м в год газа в Европу “Газпром” не сможет. А реальный спрос у европейцев, видимо, будет больше чем 200 куб. м.

Соответственно, какой-то объем через Украину нужен. В газовом бизнесе хорошо иметь определенный запас прочности. Случаются аварии, морозы, когда нужно прокачать больше. С коммерческой точки зрения эта сделка, как она сейчас оформлена, если отбросить все политические заявления, должна вполне устроить “Газпром”.

Получается, ФРГ дала США обязательство убедить Россию заключить контракт с Украиной. И в этой конфигурации теперь Москва могла бы что-то у Германии попросить. Сейчас мы можем качать много газа и зарабатывать на этом — труба введена, никаких проблем нет. Ближе к 2024 году мы можем думать о том, какие у нас есть опции, исходя из расклада.

Единственный вопрос, конечно, сроки, потому что 10 лет — это многовато для современного газового рынка».

По информации “Ъ”, первая нитка газопровода может быть достроена к концу сентября, вторая — к середине ноября. После чего начнется этап сертификации трубы и ее оператора.

Автор: Александр Рассохин 

Источник: Коммерсантъ FM, 22.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики