Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему США так хотели остановить "Северный поток-2"

Почему США так хотели остановить "Северный поток-2"

За геополитическими причинами борьбы США с достройкой "Северного потока-2" крайне мало внимания уделяется экономической подоплеке противостояния. Но пытаясь остановить строительство газопровода из России в Европу, США решали и свои внутренние экономические проблемы.

У США отрицательный торговый баланс с Европой - минус 183 млрд долларов. Проще говоря, на эту сумму товаров США импортируют из ЕС больше, чем экспортируют туда. Хуже торговое сальдо у США только с Китаем - минус 295 млрд долларов. А весь товарный дефицит торгового баланса США в 2020 году составил 916 млрд долларов. Это означает, что страна или сильно зависит от иностранных производителей, или импортные товары вытесняют местную продукцию с рынка, что ведет к закрытию предприятий, безработице и снижению ВВП.

Уменьшить отрицательный торговый баланс можно развивая собственное производство, увеличивая конкурентоспособность своих товаров, силовым продвижением их на экспортных рынках или созданием таможенных преград для импортных товаров. С начала этого века США все чаще используют для исправления перекосов в своей экономики в качестве рычагов давления - санкции, запреты и даже военное вмешательство. Достаточно вспомнить Ирак и Ливию.

"Уже не первое десятилетие сальдо счета текущих операций в США остается отрицательным, и зависимость экономики от притока капитала не снижается", - говорит партнер GКEM Analytica Евгений Гавриленков. - Сокращение этого дефицита - насущнейшая задача руководства страны. Торговые дискуссии (войны) США с Китаем связаны именно с этим. Поскольку сальдо счета текущих операций ЕС также не в пользу США, то они, естественно, настроены на то, чтобы этот дефицит уменьшить. Рыночными методами это сделать не удается, поэтому "геополитические мотивы" звучат все настойчивее, считает Гавриленков.

Бывший президент США Дональд Трамп призывал заменить российский газ американским сжиженным природным газом (СПГ), в котором есть "молекулы свободы". Но весь экспорт американского СПГ в Европу в прошлом году составил около 20 млрд кубометров. Для сравнения Россия поставила в Европу по трубопроводам 179 млрд кубометров газа и еще 17,5 млрд кубометров СПГ. Ни о каком вытеснении российского газа с европейского рынка при таком соотношении объемов поставок речи идти не может. А вот о попытке некоторого выправления торгового баланса и простом продвижении своего товара нерыночными методами - вполне.

Заявления американских политиков, объясняющих борьбу с "Северным потоком-2" необходимостью поддержки Украины, лишь риторика. Но не стоит сбрасывать со счетов и политические причины. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, США с конца Второй мировой войны старались не допустить, чтобы Европа стала слишком независимым от них игроком в мире. Сделать таковой ее может расширение связей с Россией, в том числе за счет поставок энергоресурсов из нашей страны. "Северный поток-2" эти связи может значительно укрепить и снизить влияние США на ту же Германию.

Симонов подчеркнул, что Россия сейчас единственный крупный экспортер нефти и газа в мире, который не зависит от США, которые начали бороться против поставок наших энергоресурсов в Европу еще в 60-х годах XX века.

США прагматично и достаточно вольно трактуют геополитические мотивы, считает Евгений Гавриленков. С одной стороны, на данном этапе исторического развития США пытаются активно воздействовать на не совсем демократические страны, каковыми являются, например, Иран или Венесуэла, но с другой стороны, нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, например) являются союзниками США, несмотря на то, что там нет даже подобия избирательной системы.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 23.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики