Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина без российского газа? Что будет делать Зеленский после сделки Вашингтона и Берлина по «Северному потоку-2»

Украина без российского газа? Что будет делать Зеленский после сделки Вашингтона и Берлина по «Северному потоку-2»

«Северный поток-2» будет достроен, это уже решено окончательно и бесповоротно, Германия и США договорились. В этой истории довольны почти все: Москва (тут все понятно), Берлин, который считает, что обеспечит свою энергонезависимость и не потеряет вложенные деньги, даже Вашингтон, который, кажется, устал заниматься этой проблемой и наконец сбросил с плеч груз в виде спорной трубы.

И только один Киев, которому грозит потеря доходов от транзита газа, у разбитого корыта. Ему Германия и США официально и публично заявляют: ваши интересы будут учтены, мы потребовали этого от России и пригрозили санкциями. Но санкциями Москву не испугаешь, как мы понимаем.

23 июля Константин Косачев из Совета Федерации в эфире «Эха Москвы» прямо заявлял, что газотранспортная инфраструктура на территории Украины старая и дряхлая, использовать ее нет смысла. А значит, по всей видимости, с транзитом у Киева возникнут проблемы.

В этот же день вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина рассказала, на какую страна рассчитывает компенсацию — это гарантия сохранения транзита. Еще Киев должен получить «гарантии, а не договоренности», касающиеся территориальной целостности и суверенитета. «А также выполнение обязательств ЕС по интеграции рынков газа и электроэнергии в соответствии с соглашением об ассоциации с Евросоюзом», — добавила Стефанишина. Будут ли услышаны требования Украины? Поговорили об этом с заместителем генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексеем Гривачом и заместителем директора Украинского института политика Владиславом Дзивидзинским.

По мнению Гривача, Германия не стала отказываться от создания новой инфраструктуры, несмотря на давление, оказываемое ранее другими странами, поскольку не считает украинский транзит надежным. «Они понимают, что украинский транзит — это слабое звено в обеспечении энергетической безопасности Европы, и поставить его на кон они не хотят», — сказал он. Также Гривач добавил, что ранее Украина отказалась от выстраивания сбалансированных отношений с Россией как поставщиком и покупателем услуг по транзиту и Европой как потребителем российского газа. «Это поставило под вопрос существование транзита в долгосрочной перспективе. <...> Интересы Украины, на мой взгляд, сейчас заключаются в том, чтобы попытаться немножко поменять парадигму своего поведения и вернуться из системы, когда они считают, что им все должны, в рамки нормального поставщика услуг по транзиту», — подчеркнул он.

Дзивидзинский считает, что фактор Украины в настоящий момент вторичен по отношению к другим переговорным линиям. Сейчас Украина пытается потребовать выполнения обязательств или получения компенсаций — поскольку «Северный поток» будет запущен в любом случае. Часть политических элит страны считает поведение США предательством. «Компенсацию можно получить в случае, если Европа или Америка посчитают должным продемонстрировать свою, условно, заботу о стране и выполнение, или компенсацию за невыполнение части своих обязательств», — сказал он. Также Дзивидзинский отмечает, что для Германии стабильность поставки энергоресурсов важнее политических дивидендов. В Украине, по мнению немецкого руководства, факторами риска являются продолжительный военный конфликт на востоке страны, а также не нестабильная политическая система. «Энергетическая безопасность Европы от политических настроений на улицах Киева зависеть, безусловно, не может. Понимая это, Германия согласилась на постройку такого проекта, что выгодно экономически, но геополитически немного поменяло вектор развития», — добавил эксперт.

Автор: Екатерина Котрикадзе

Источник: Дождь, 23.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики