Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина и Польша формируют газовое лобби в пику Германии и «Северному потоку – 2»

Украина и Польша формируют газовое лобби в пику Германии и «Северному потоку – 2»

Украина, Молдавия, Венгрия и Польша заявили о намерении приступить к развитию рынка газа в Европе. Соответствующий меморандум о трансрегиональном сотрудничестве по формированию интегрированного рынка газа Южно-Восточной и Восточной Европы (SEEGAS) подписали операторы ГТС перечисленных стран. Каковы перспективы у возможной альтернативы западному газовому рынку Евросоюза, разбиралось ФБА «Экономика сегодня».

Альтернативная газовая история

Меморандум направлен на создание условий для конкурентного ликвидного рынка SEEGAS и предполагает поставки природного газа на недискриминационной основе и равных условиях, согласно законодательству Евросоюза, отмечают в пресс-службе секретариата европейского энергосообщества.

Очевидно, что речь идет о некой долгоиграющей альтернативной истории, направление развития которой непонятно.  

«Хорошо известно, что в Европе имеется достаточно сильная оппозиция как в лице Германии, так и в виде газопровода «Северный поток – 2». На этой волне и появляются абстрактные идеи о создании противовеса Берлину и российскому газу.

Однако, судя по общим настроениям, эта инициатива может получить поддержку Еврокомиссии, в которой нацелены на то, чтобы как можно больше диверсифицировать поставщиков газа», – отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Таким образом, у авторов проекта есть определенная надежда на получение политической поддержки от Брюсселя, считает эксперт.

Что касается практической реализации проекта, то здесь вопросов гораздо больше, учитывая планы Евросоюза по уходу от традиционных энергоносителей для уменьшения углеродного следа в рамках зеленой повестки.

Меморандум или пиар-ход

Перспектив у SEEGAS практически нет в силу вполне определенных причин, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко.

«У всех стран SEEGAS существуют собственные экономические и политические интересы, – объясняет Вячеслав Мищенко. – К примеру, Варшава реализует собственную энергетическую стратегию, направленную на то, чтобы сделать из Польши газовый хаб и замкнуть на нее поставки в Западную Европу, а также добывать и транспортировать газ из Северного моря через Балтику посредством Baltic Pipe».  

Безусловно, Польшу откровенно злит российский газопровод «Северный поток – 2», в особенности тем, что на фоне финального этапа его строительства Дания вводила ограничения на строительство трубопровода Baltic Pipe, в котором так сильно заинтересована Варшава.

Формально датские власти отозвали разрешение на работу оператора Baltic Pipe – компании Saipem, сославшись на недостаточно исследованные экологические последствия влияния польского газопровода на лесных и летучих мышей.

Задержка в строительстве Baltic Pipe грозит Польше тем, что она не успеет обеспечить себя норвежским газом и ей придется продлевать истекающий 1 октября 2022 года контракт с «Газпромом». Для Варшавы это как минимум болезненно.

Что касается Украины, рассуждает Мищенко, то она находится в крайне сложном положении, поскольку непонятно, что будет с транзитом российского газа через территорию этой страны после 2024 года.

«Венгрия и Молдавия не имеют определенного веса и зажаты между различными центрами силы. Более того, Будапешт и Кишинев не имеют собственных энергетических источников и полностью зависят от импорта. Одновременно с этим ни Молдавия, ни Украина в Евросоюз не входят.

С другой стороны, Венгрия и Польша не совсем суверенны в энергетическом плане, поскольку они как раз являются членами ЕС. Таким образом, всерьез говорить о каком-то восточно-европейском блоке не приходится», – подчеркнул эксперт.

Вячеслав Мищенко также не видит ресурсов для создания альтернативного восточно-европейского рынка: у заявленных стран по большому счету нет собственной серьезной добычи. Если представить, что украинский транзит в силу разных причин обнулится после завершения контракта с «Газпромом», то смысл проекта совершенно не понятен, заключил эксперт.

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 25.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики