Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина разрабатывает "план Б" на случай жизни при "Северном потоке-2"

Украина разрабатывает "план Б" на случай жизни при "Северном потоке-2"

При "Северном потоке 2" Украина попробует заработать на водороде и создать газовый хаб

По мере того, как запуск "Северного потока-2" становится реальностью, актуализируются разговоры о том, как будет после этого жить Украина. Обсуждаемые "планы спасения" упираются либо в деньги, либо в техническую составляющую, либо в политические аспекты.

На минувшей неделе Германия и США пришли к компромиссу по "Северному потоку-2". После переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель президент США Джо Байден согласился не вводить санкции против компании Nord Stream 2 и немецких компаний, участвующих в строительстве газопровода "Северный поток—2". Однако работа газпромовского проекта будет возможной только при выполнении ряда условий.

В частности, США и Германия заявили, что в интересах Украины и Европы продолжить транзит российского газа через Украину после 2024 года, Берлин обязуется использовать все имеющиеся рычаги для содействия продлению на срок до 10 лет соглашения о транзите газа между Украиной и Россией, включая назначение специального посланника для поддержки этих переговоров, чтобы начать их не позднее 1 сентября 2021 года. Также Германию обяжут добиваться санкций против России, если та будет использовать энергию в качестве оружия против европейских стран или совершит агрессию против Украины.

Однако опубликованный документ не носит статуса международных обязательств, а значит не дает никаких гарантий Украине. Конкретных обязательств стороны на себя не берут. И естественно, это вызвало критику с разных сторон, ведь по сути интересы Украины на переговорах ФРГ и США оставили за бортом.

Так, по мнению вице-президента базирующейся в Вашингтоне организации Eurasia Center Эрла Расмуссена, США продемонстрировали, что отношения с Германией для них важнее, чем отношения с Украиной.

"У США нет никаких стратегических интересов на Украине, только циничный тактический интерес потыкать Россию в глаз, и шансы вступления Украины в НАТО нулевые", — отметил член совета Американского комитета за соглашение между РФ и США профессор Дэвид Спиди.

По словам бывшего канадского дипломата Патрика Армстронга, ожидания Украины относительно поддержки со стороны Вашингтона не оправдались.

Экс-президент Грузии, глава исполнительного комитета Национального совета реформ Украины Михаил Саакашвили также считает, что верить гарантиям сохранения транзита газа через Украину после запуска "Северного потока 2" нельзя.

По его мнению, после запуска "Северного потока 2" геополитическое значение Украины будет уменьшаться. Компенсировать это можно с помощью разработки Украиной своих ресурсов.

НА ПОМОЩЬ НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

Эксперты рассказали агентству "Прайм", чем Украина сможет компенсировать свое положение на международной политической арене в случае непродления контракта на транзит российского газа через украинскую ГТС.

После запуска "Северного потока-2" Украина с большей вероятностью в первую очередь будет обращать внимание на свою энергетическую безопасность и, как следствие, настаивать на увеличении транзитных квот в договоре до 2024 года и его пролонгации, считают эксперты.

Сохранить транзит российского газа через Украину после ввода "Северного потока-2" получится при наличии дополнительного спроса в Европе и конкурентоспособной цене за услугу, считает заместитель генерального директора Фонда энергетической безопасности по просьбе Института развития технологий ТЭК Алексей Гривач.

По словам доцента кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Аяза Алиева, транзит газа в Европу через украинскую ГТС длиннее и затратное, чем по "Северному потоку 2". Для того, чтобы выгодно использовать украинскую трубу, нужны большие инвестиции по модернизации системы.

Если же так случиться, что Россия все-таки прекратит транзит газа через Украину, то Киев не сможет поддерживать необходимое давление в своих газопроводах.

Дело в том, что для нормальной работы ГТС необходимо, чтобы через нее проходили как минимум 45 млрд кубометров "голубого топлива", а на Украине ежегодно добывается лишь около 15-20 млрд кубометров газа. "Этот объем используется на внутреннем рынке и явно недостаточен для нужд населения и промышленности. Перспективных месторождений в стране также пока не найдено", — отмечает аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева.

ВОДОРОД — НЕ БУДУЩЕЕ

Еще один вариант спасения трубы — перепрофилировать ее с российского газа под водород. Об этом не раз заявляли украинские политики на фоне раскачивания "зеленой темы" в Европе. Однако по мнению экспертов, это дело весьма отдаленного будущего.

Безусловно, потребность в водороде в мире растет, но преимущественно за счет азиатских стран. Сможет ли Украина сделать лучшие предложение на поставку водорода в ближайшем будущем — вопрос пока открытый, считает преподаватель кафедры Национальной экономики экономического факультета РУДН Дамир Кудряков.

"Если вдруг область ВИЭ сильно разовьется на территории Украины, то, возможно, будет производиться "зеленый" водород, но это довольно дорого", — Лукичева.

Гривач также сомневается в реалистичности сценария "водородного будущего" на Украине. "Транспортировка чистого водорода по этой системе вряд ли возможна технически. Не говоря уже о том, что нет ни мощностей по его производству на Украине, ни рынка для его потребления в Европе", — говорит он.

ГАЗОВЫЙ ХАБ

Перепрофилирование украинской ГТС и задействование газохранилища для создания европейского газового хаба более вероятно, чем транспортировка водорода в Европу, считают эксперты.

"Украинские ПХГ — серьезный инфраструктурный ресурс, который может быть привлекательным инструментом балансировки европейского рынка. Но для этого должна быть очень четкая и надежная правовая среда. Пока этот потенциал используется в очень ограниченном объёме", — считает Гривач.

По словам Лукичевой, если найдётся инвестор, который вложится в ремонт ГТС и будет поддерживать ее в рабочем состоянии, создание европейского газового хаба реально. Но в текущий политической обстановке это все же маловероятно.

"Потенциальные поставщики газа на украинский газовый хаб – Россия и Турция. С Россией украинские власти сотрудничать не будут, а договориться с Турцией в обход Кремля не получится", — поясняет Кудряков.

К тому же на данный момент в Европе уже существует достаточное количество газовых хабов, нагрузка на трубопроводы далека от максимальной, поэтому на рыночных условиях Украине трудно сделать интересное предложения европейским странам, добавляет он.

Надеяться на европейские гранты – недальновидно и опрометчиво. Несмотря на то, что какие-то отступные Киеву пообещали, принимать это в расчет при формировании бюджета можно лишь на короткий срок.

Да и "европейские гранты", кажется, уже не горят желанием, чтобы на них сидел Киев – в постковидной еврозоне найдется, на что потратить деньги, ведь экономика нуждается в восстановлении и поддержке. "В интересах Украины сменить подход с политических и идеологических лозунгов на конструктивный коммерческий диалог. Но воспользуются ли они этой опцией, сказать сложно", — заключил Гривач.

Автор: Валерия Княгинина

Источник: ПРАЙМ, 26.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики