Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ухудшение качества и локальный дефицит: к чему приведет запрет экспорта бензина

Ухудшение качества и локальный дефицит: к чему приведет запрет экспорта бензина

Возможный запрет экспорта бензина из России позволит сдержать цены на внутреннем рынке, однако на постоянной основе данную меру вводить нежелательно, поскольку она приведет к негативным последствиям. Такое мнение в беседе с «Вечерней Москвой» высказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.

Активный рост цен

О подготовке решения о временном запрете экспорта бензина сообщили в Министерстве энергетики России. Его могут принять на основе динамики биржевого роста или падения цены топлива и насыщения рынка объемами. И, если не произойдет улучшения, решение об ограничениях поставок нефтепродуктов за рубеж будет принято.

Митрахович констатировал, что цены на бензин на внутреннем рынке действительно растут очень активно и это «напрягает общественное мнение», тем более в преддверии предстоящих сентябрьских выборов в Государственную думу. Причин для роста при этом несколько: растущий спрос на внутреннем рынке в сезон отпусков, а также ремонт нескольких нефтеперерабатывающих заводов.

— Фактор ремонта предприятий сложился с другими факторами. Так что, если запрет будет временным, он может внести свой вклад в стабилизацию цен. По крайней мере удержать их дальнейший рост. Но я считаю, что в дальнейшем эта мера не может рассматриваться как палочка-выручалочка, потому что бензина мы мало экспортируем. «Дизеля» — много. Рассчитывать на то, что запрет кардинально изменит ситуацию, нельзя. Но как временное решение, пока несколько недель продолжается ремонт НПЗ, это актуально, — отметил эксперт.

Инвестиции в модернизацию

В целом Митрахович считает, что ограничивать экспорт бензина и других нефтепродуктов — плохо. Данная мера не стимулирует компании вкладываться в бизнес по переработке нефти. Они и сейчас не горят большим желанием это делать из-за особенностей налоговой системы.

— У нас налоговый маневр привел к росту налога на добычу полезных ископаемых, высокие акцизы на бензин, которые продолжают расти. Поэтому в условиях существующей налоговой системы переработка — не особенно выгодный вид бизнеса. А если мы заблокируем экспорт, то запретим компаниям еще и на этом зарабатывать. Они ответят тем, что не будут торопиться вкладываться в модернизацию НПЗ. А если отсутствуют вложения в модернизацию НПЗ, это приводит к отсроченному негативному эффекту. В дальнейшем будет хуже качество бензина и начнется его локальный дефицит, — предупредил специалист.

Одна из причин, по которой нефтяные компании сейчас хотят экспортировать бензин, — хорошая ситуация на рынке. Нефть и бензин стоят дорого. По словам Митраховича, поскольку для России нефть и все, что с ней связано, — ключевые важные товары для экспорта, нужно радоваться высоким ценам на них. Это дает нашей стране возможность зарабатывать больше денег.

Бизнес пугают

В свою очередь власти, с его точки зрения, должны принимать меры государственного регулирования и настройки налогов, чтобы благоприятная конъюнктура на внешнем рынке не приводила к рискам внутри страны.

Правда, эксперт не исключил и такого варианта развития событий, при котором решение о запрете экспорта бензина введено не будет. Если бы не фактор выборов, об этом бы и не было и разговора.

— Сейчас вполне возможно, что таким образом власти пытаются добровольно заставить компании зашить себе карман и отказаться от части доходов. Завтра речь пойдет про НАФТА, про «дизель» и так далее. Мы мазута, кстати, много экспортируем, США его закупают для своих НПЗ. Теоретически можно и его поставки за границу запретить. Впрочем, если часто пугать и не вводить меры, качество угрозы снижается, — резюмировал Митрахович.

Предположительно, запрет на экспорт бензина может вступить в силу уже на текущей неделе, если цена на нефтепродукты не будет снижаться. Также власти планируют обязать нефтяников реализовывать до 15 процентов бензина через биржевые торги. При этом в Минэнерго не хотят принимать решение в ущерб нефтяным компаниям и планируют применять рыночные механизмы для сдерживания стоимости нефтепродуктов, передает ТАСС.

Автор: Руслан Давлетшин

Источник: Вечерняя Москва, 27.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики