Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия снизит затраты на доставку сжиженного газа

Россия снизит затраты на доставку сжиженного газа

Все крупные российские проекты, связанные со сжиженным природным газом (СПГ), неизменно интересуют иностранные компании. Долю 10% в проекте "Арктическая перевалка" приобрела одна из крупнейших в мире энергетических корпораций, французская TotalEnergies (ранее Total). Она будет участвовать в строительстве двух терминалов по перегрузке СПГ - на Камчатке и в Мурманской области.

Одним из инициаторов прихода TotalEnergies в российские проекты СПГ был гендиректор компании Кристоф де Маржери, погибший в авиакатастрофе в аэропорту Внуково в 2014 году. Сейчас французская компания, помимо "Арктической перевалки" владеет долями в двух крупных СПГ производствах на Ямале.

Терминалы позволят снизить затраты на транспортировку СПГ в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На терминалы будет доставляться СПГ с заводов на Ямале танкерами арктического класса. Далее СПГ будет перегружаться на обычные газовозы, фрахт которых дешевле. Для примера, стоимость доставки тонны СПГ танкером арктического класса с Ямала до Шанхая составляет около 128 долларов, а с перевалкой на Камчатке - 117 долларов. Один танкер ледового класса перевозит около 72,8 тысячи тонн СПГ. В результате экономия с одной поставки составляет 700 тысяч долларов.

Первые очереди терминалов планируется ввести в строй в 2022-2023 годах. В каждом из них будет плавучее хранилище для СПГ на 360 тысяч кубометров с двумя точками перевалки "борт в борт". Объем хранилищ терминалов позволяет принять груз двух арктических танкеров класса ARC 7, перевозящих СПГ по Северному морскому пути (СМП).

"Использование перевалочного терминала на Камчатке снижает срок доставки СПГ до рынков Азии с 36 дней до 19 дней, - говорит аналитик по газу "Центра энергетики МШУ Сколково" Сергей Капитонов. - Также уменьшаются потери СПГ из-за испарения, а контроль над цепочкой поставок перемещается в Россию".

Оба терминала подразумевают создание транспортной и портовой инфраструктуры. Стоимость каждого терминала 70 млрд рублей, плюс 38 млрд выделяет правительство на строительство подводного канала к терминалу на Камчатке. По оценкам экспертов, на этапе строительства в проектах будут задействованы более 3 тысяч человек, а после его окончания будут созданы новые рабочие места как на самих терминалах, так и для обслуживания новой инфраструктуры.

"Новые терминалы для перегрузки СПГ могут быть использованы и для газификации регионов"

Не исключено использование терминалов для газификации регионов. Ранее сообщалось, что с терминала на Камчатке СПГ будет доставляться небольшими партиями на регазификационный пункт, строительство которого запланировано в Авачинской бухте, для последующей отправки газа потребителям. Мурманская область также один из тех регионов, где обыкновенная газификация (подключение к магистральным трубопроводам) затруднена. Как один из вариантов, рассматривается газификация области на основе СПГ.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, использование перевалочных пунктов для поставок газа потребителям в России будет осложнено тем, что СПГ дороже обычного газа, а также необходимостью строительства дополнительной инфраструктуры. Сами компании едва ли захотят это делать, здесь нужно решение правительства, считает Гривач.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 28.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики