Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Только по мировым ценам»: что мешает поставкам нефти из Казахстана в Беларусь

«Только по мировым ценам»: что мешает поставкам нефти из Казахстана в Беларусь

Подписание межправительственного соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов между Беларусью и Казахстаном прошло без фанфар. Переговоры об этом велись еще с 2019 г., однако и теперь говорить о поставках еще рано: сначала документ должны ратифицировать, а затем стороны должны договориться о конкретных контрактах. Что может стать препятствием для торговли и стоит ли ждать поставок казахстанской нефти на белорусские НПЗ в ближайшем будущем, проанализировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

После продолжительного перерыва активизировалась тема поставок нефти из Казахстана на белорусские НПЗ. 28 июня премьер министр Республики Беларусь Роман Головченко совершил визит в Нур-Султан, и по результатам переговоров с главой правительства Казахстана Аскаром Маминым было подписано «межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Беларусь». Многие СМИ окрестили это прорывом и ожидают, что вот-вот начнутся поставки сырья на белорусские НПЗ. В реальности это не так. Можно выделить несколько причин, препятствующих этому.

Переговорная уловка

Изначально Минск вспоминал про казахскую нефть, когда начинались противоречия с Россией, которая и является сейчас единственным поставщиком нефти на белорусские НПЗ. Белорусское руководство считает, что угроза найти альтернативного поставщика – это рычаг давления на Москву. Так было при покупках венесуэльской нефти в начале 2010‑х гг., нефти из Азербайджана, того же Казахстана, США и так далее. Белорусская компания однажды даже закупила танкер иранской нефти, но она до республики так и не дошла (ее перепродали по пути).

Но сейчас ситуация такова, что острой фазы конфликта Минска и Москвы в нефтяной сфере нет, поэтому и покупать нефть у альтернативного поставщика бессмысленно, ведь нет нужды оказывать давление на российских партнеров.

В официальных пресс-релизах белорусского и казахского правительств по итогам встречи премьеров мы видим лишь упоминание о межправительственном соглашении, которое занимает полторы строчки. Никаких заявлений и актуализации внимания на данной теме ни одна из сторон не делала.

Цена решает

Казахстан готов продавать свою нефть только по мировым ценам, а Беларусь не готова ее на таких условиях покупать. Стоит напомнить, что переговоры двух стран о поставках нефти идут еще с мая 2019 г., когда посол Казахстана в Белоруссии Ермухамет Ертысбаев на встрече с Лукашенко обсуждал старт продаж. В дальнейшем этот вопрос поднимался на различных двухсторонних встречах. Причем, обе стороны тогда заявляли, что единственным препятствием для начала торговли является отказ России в транзите казахской нефти через свою территорию.

Однако это не соответствовало действительности, поскольку Казахстан ежегодно пользуется транзитом через Россию, экспортируя свою нефть через порт Новороссийска и через Усть-Лугу (Ленинградская область). Возникает вопрос: какая России разница, куда качать казахскую нефть, ведь он платит за транзит. Более того, России, как государству, было бы выгодно «потерять» белорусский рынок нефти, хотя Минск постоянно пытается пугать Москву таким сценарием. Но при поставках российской нефти на белорусские НПЗ российские компании не платят в бюджет экспортную пошлину, а если эти объемы отправить в страны за пределы ЕАЭС, государство получит дополнительный доход.

Поэтому Россия с удовольствием качала бы казахскую нефть в Беларусь: НПЗ стратегического союзника были бы загружены, а российский бюджет пополнился бы сотнями миллионов долларов от экспортных пошлин на нефть.

Но в итоге в марте 2020 г. выяснилось, то Казахстан готов продавать белорусам нефть только по мировым ценам. Вице-министр торговли и интеграции Казахстана Кайрат Торебаев тогда открыто сказал: отсутствие пошлин внутри ЕАЭС не означает, что Казахстан должен недополучать деньги за свою нефть. А Минск, естественно, на такие условия не соглашается.

юшш1.png

Санкционные риски

Последняя, самая свежая причина того, что Казахстан не станет поставлять нефть Белоруссии – риск попасть под санкции США и ЕС. В июне против «Нафтана» заработали американские ограничения. Казахстан не станет нарушать санкции. Более того, он будет держаться подальше от токсичных контактов, так как и сейчас демонстрирует приоритет экономики над политикой в области торговли нефтью.

Упоминавшееся заявление вице-премьера Казахстана о торговле нефтью только по мировым ценам хорошо показывает, что Нур-Султан занимает крайне прагматичную позицию.

В этих условиях нынешнее межправсоглашение Казахстана и Белоруссии объясняется своеобразной инерцией двухсторонних отношений. Раз ранее проводились переговоры о торговле углеводородами, и уж тем более, раз Лукашенко давал официальное поручение белорусскому правительству договориться с Казахстаном о поставках, стороны число бюрократически должны были подписать ни к чему не обязывающее межправсоглашение: нефтью торгуют компании, а не государства, и без коммерческих контрактов такое соглашение ничего не значит.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Источник: Евразия.Эксперт, 29.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики