Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Украина может не беспокоиться за свои газовые «схемы» - по крайней мере до 2024 года

И. Юшков: Украина может не беспокоиться за свои газовые «схемы» - по крайней мере до 2024 года

 

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью Украина.ру объяснил последние заявления украинских чиновников, которые обвиняют «Газпром» в злонамеренных планах на украинскую газотранспортную систему

На голландской газовой бирже TTF в последние дни рекордно растут цены на газ. Он перевалили уже за $500 за тысячу кубометров.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в интервью Украина.ру отмечал, что высокие цены на газ в Европе в случае их сохранения на длительное время серьезно ударят по украинской экономике, так как цена газа в стране привязана к импортному паритету.

В госкомпании «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ) обвиняют «Газпром» во взвинчивании цен на газ в Европе — мол, не хотят бронировать дополнительные мощности украинской ГТС, из-за этого цены на газ в Европе растут.

- Игорь, как вы считаете, насколько эти обвинения адекватны?

— Вот здесь как раз не очень умные заявления. Дело в том, что цена на газ для украинского внутреннего рынка привязана не к голландской бирже TTF, и не к британской MBP — а именно на них сейчас бьются все рекорды.

Там сейчас действительно $500 за тысячу кубов, но стоимость импортного газа для Украины привязана к немецкой бирже, на которой стоимость значительно меньше, поскольку там на ценах отражаются как раз российские трубопроводные поставки — их довольно много.

А нидерландская и британская учитывают объем поставок сжиженного природного газа (СПГ), который сейчас в дефиците — ведь в Азии цены на газ еще больше, и все поставщики СПГ отправляют свой газ в Азию, для того чтобы заработать больше.

Это и формирует дефицит, а не поставки российского газа, которые идут на исторических максимумах. И получается, что при современной системе ценообразования для Украины было бы выгодно, если бы Газпром поставлял еще больше газа в Германию.

Там образовывалось бы еще больше издержек, был бы профицит и цены бы падали. Поэтому Украине в этой связи вообще следовало бы ратовать за скорейший запуск «Северного потока 2», чтобы как можно больше газа приходило из Германии и тогда цена импортного газа для Украины снизится.

- Почему Украина в принципе такие заявления делает?

— Потому что сейчас мы перешли в следующую стадию борьбы против «Северного потока 2» Украины, США и их союзников.

Они заявляют о том, что вот прописали в договоре с Германией, что ФРГ введет санкции против газопровода только в случае прямой российской агрессии, либо если Россия будет использовать газ в качестве энергетического оружия.

И теперь сразу ряд стран начинают работать на то, чтобы убедить всех, что Россия использует газ как энергооружие.

Украина говорит, что, во-первых, Россия пытается продавить какие-то политические решения в Европе, шантажируя их ценой на газ.

Что якобы это Россия устроила рост цен, не прокачивая газ дополнительно через Украину. Но, во-первых, у Газпрома есть контракт на прокачку через Украину 40 млрд кубов газа.

Это ежесуточно 109 млн кубов в сутки. «Газпром» полностью качает этот объем, плюс Украина устраивала дополнительный аукцион на объемы прокачки, и «Газпром» в нем участвовал. Насколько я помню, он взял себе еще 19 млн кубометров в сутки, которые прокачивает дополнительно. То есть, около 130 млн кубов «Газпром» сейчас качает через Украину.

Но Украина после этого проводит еще один аукцион на 59 млн кубов в сутки, и так как «Газпрому» не нужно еще дополнительные мощности, то он в нем не участвовал.

И на Украине говорят: вот, смотрите — «Газпром» не участвует в этом дополнительном аукционе, и этим создает дефицит на газовом рынке Европы. 

 

Но «Газпром» не участвует, потому что сколько у него было заявок со стороны потребителей, вот с их учетом он и взял себе дополнительные объемы.

Он возьмет себе дополнительно еще 59 млн кубов на аукционе, качать не будет, а все равно придется платить за них — в договоре условие «качай или плати» — потому что у потребителей нет такого спроса.

Но если бы «Газпром» и участвовал в этом дополнительном аукционе, то Украина провела бы еще один аукцион, на еще большие мощности дополнительной прокачки — до тех пор, пока «Газпром» не отказался бы.

И только бы «Газпром» отказался, сразу бы стали кричать: вот, смотрите — устраивает дефицит. Но в реальности дефицит возникает не из-за отсутствия российского газа, а из-за того, что СПГ ушел в Азию. Вот на тех площадках возникает высокая цена.

А в Германии, где на цену влияют российские трубопроводные поставки, цены на $100-150 за тысячу кубов ниже, чем на голландской и британской биржах.

Так что заявления Киева абсурдны и политически мотивированы: смысл именно в том, чтобы уличить Россию в якобы использовании энергооружия и таким образом заставить Германию ввести санкции против «Северного потока 2».

- То есть, получается, что Украина пытаясь ограничить «Северный поток 2», образно говоря, пилит сук на котором сидит, потому что если трубопровод ограничить, то цены на германской бирже будут выше и тогда вырастет цена на газ и на Украине, что может привести к социальным потрясениям…

— Да, фактически речь идет об этом. По крайней мере, если «Северный поток 2» заработает, будет больше излишков газа на рынке Германии, цены будут еще ниже.

И в этом плане, действительно, как бы это не абсурдно звучало, «Северный поток 2» выгоден и Украине, и Польше, так как Польша часть газа покупает в Германии.

Но они его даже физически к себе не доставляют, так как скупают излишки на бирже, доставляют их тем, кто должен был получить газ транзитом по газопроводу «Ямал-Европа», который из России через Белоруссию и Польшу идет в Германию, а аналогичные объемы не прокачивают через себя, экономя на этом энергию, отбирая у себя аналогичный объем для собственных нужд на границе с белорусами.

То есть главные критики — Украина и Польша — получают выгоду от «Северного потока 2», но по политическим мотивам продолжают его критиковать.

- Вы уже упомянули, что в Европе дефицит сжиженного природного газа. А российский СПГ поставляется в Европу? Могла бы Россия закрыть эту нишу?

— В России есть два крупных завода по производству СПГ. Один на Сахалине — естественно, что он все поставляет в Азию, причем по долгосрочным контрактам — в Японию и Южную Корею.

Есть еще «Ямал-СПГ», и он действительно может перекидывать объемы в Европу или в Азию. Но так как в Азии сейчас цены значительно выше (примерно на $50 за тысячу кубометров — ред.), то естественно, что он старается отправлять свой СПГ в Азию.

В Европу тоже направляются объемы, и «Ямал-СПГ» на этом зарабатывает, но еще выгоднее везти СПГ в Азию, где заработать можно еще больше.

Там уже когда танкер выходит из порта Сабетта, он сразу же становится собственностью какой-то из трейдерских компаний — французская TotalEnergies, китайские, испанские компании.

Они просто стараются максимально заработать и отправляют газ туда, где цена выше.

- Глава оператора ГТС Украины Макогон заявил, что Газпром отключает компрессорные подстанции и готовится физически полностью отрезать трубу, идущую на Украину. Почему такая паника?

— Я думаю, что это очередная попытка создать образ, что Россия использует «энергооружие», и нужно по тому договору, который подписали ФРГ и США, ввести санкции против «Северного потока 2».

Здесь смысл заявления Макогона заключается в том, что, если Россия уже сейчас приняла решение трубы отрезать, значит для России это принципиальная позиция — осушить ГТС Украины и сознательно навредить экономике Украины.

Значит, это решение не экономическое, а политическое. Следовательно, это и есть давление с помощью энергооружия, и нужно против России ввести санкции. 

 

Я думаю, что смысл именно такой, потому что «Газпром» нужные ему трубы не разбирает. В общем-то и раньше «Газпром» разбирал трубы по некоторым направлениям, так как они уже никогда не будут использованы.

Украинская ГТС была построена в свое время из расчета транзита 180 млрд кубов в год. В прошлом году прокачали чуть меньше 65 млрд, в этом году должны прокачать 40-45 млрд. То есть явно на 180 млрд она уже никогда работать не будет.

Поэтому действительно какие-то трубы, которые устарели и не могут эксплуатироваться «Газпром» может разобрать на российской территории — это его исключительное право.

Ну и направления для прокачки в Турцию он уже точно не будет использовать, это уже излишние мощности.

- Да, построен «Турецкий поток», и уже по нему будут получать газ не только Турция, но и Греция, и Венгрия через Балканский газопровод…

— Нужно еще понимать, что на входе в Украину на границе нет одной трубы, там комплекс газопроводов на разных участках границы. И на Украине нет одной трубы, там множество газопроводов. Какие-то идут параллельно, какие-то идут по разным маршрутам.

Поэтому какие-то действительно можно разобрать и это не является политическим актом, это чисто технический момент. Ведь если в Турцию мы построили «Турецкий поток», то через Украину в Турцию мы уже качать не будем.

Но это внутреннее дело России, и это не политическое, а экономическое решение.

- А как вы считаете, не боятся ли украинские власти, которые $4 млрд у «Газпрома» отобрали в арбитраже, что они получат какой-то ответный удар в виде «отрезания» труб? Ведь были заявления, что Россия прекратит физический транзит через Украину уже в 2022 году, продолжая формально платить по контракту.

— Я думаю, что это провокационные заявления — насчет того, что транзит прекратится уже в следующем году. Есть контракт на транзит газа до конца 2024 года.

По 40 млрд кубов «Газпром» должен прокачивать, если он даже не прокачает в полной мере эти объемы, он все равно за них заплатит по прописанному в контракте условию «качай или плати».

В принципе, «Газпром» мог бы пойти на вредность и не прокачивать и при этом платить, и формально он договор бы не нарушил. Но это привело бы к проблемам с газоснабжением Украины, потому в реальности она импортный газ не качает из Европы, а берет из транзитных объемов.

Потом происходит взаимозачет: «Газпром» продает этот газ европейским компаниям, которые в свою очередь продают его украинским компаниям, а в реальности газ просто из России на Украину заходит, и все всем довольны.

И вот эту схему виртуального реверса без транзита невозможно осуществлять. Надо будет действительно где-то брать газ в Европе и в реверсе его качать.

Либо признать, что газ всегда брали из России и никакой диверсификации европейского газа нет. Политически для украинских руководителей это не самый приятный момент.

Они же там прямо праздновали — столько-то дней без российского газа. На сайте «Нафтогаза» был счетчик, который отсчитывал каждый день без российского газа.

Но в реальности это не день без российского газа, а день без покупки российского газа у «Газпрома». Его просто покупали у европейских посредников, переплачивая при этом деньги.

Вот эта схема была бы проблемной без транзита. Но я думаю, что договоренность есть, что Россия даже физически транзит оставит до конца 2024 года. Украина ближайшие годы может не беспокоиться. 

Источник: Ukraina.ru, 30.07.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики