Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Механизмы регулирования рынка бензина снова дают сбой

Механизмы регулирования рынка бензина снова дают сбой

Страна возвращается к "балансовым заданиям" из лихих девяностых

Российские власти пытаются сформировать стабильные правила регулирования топливного рынка с начала девяностых. Но пока безуспешно. Стране то и дело угрожает дефицит бензина или его внезапное подорожание. До последнего времени цены на топливо удавалось сдерживать с помощью бюджетных выплат нефтяным компаниям. Но и этот механизм начал давать сбои. Поэтому чиновники открыто угрожают нефтяникам административным запретом на экспорт нефтепродуктов. Похоже, что страна фактически возвращается к практике девяностых, когда компании не могли экспортировать нефть без выполнения балансовых заданий по поставкам на внутренний рынок.

Минэнерго России обратилось в правительство РФ с предложением выпустить поручение о запуске в ускоренном порядке процедуры запрета экспорта бензина – от имени министра сообщила пресс-служба Минэнерго. Это не гром среди ясного неба, Шульгинов уже предупреждал неделей ранее о такой возможности. Тогда поводом стала ситуация с биржевыми ценами на топливо, которые несколько раз обновили исторические рекорды. И хотя затем цены снижались, но небольшой их всплеск перед выходными заставил министра объявить последнее предупреждение. Министр говорил о том, что ограничения будут вводиться минимум на три месяца.

Бензин дорожает и в опте, и в розницу. Стоимость Аи-92 в последний рабочий день прошлой недели выросла до 57,35 тыс. руб. за тонну, Аи-95 – до 58,66 тыс., сообщила Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ). С середины июня биржевые цены росли пять недель подряд. С небольшими остановками они растут с середины декабря 2020 года, а за 2021 год выросли примерно на 30%. На позапрошлой неделе Аи-95 несколько дней подряд обновлял исторические максимумы, цена на него превышала 60 тыс. руб. за тонну. Рекорды выше 57,5 тыс. руб. ставил и 92-й бензин.

Розничные цены на бензин по всей России также растут десятую неделю подряд, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК. На неделе с 15 по 22 июля средняя цена Аи-92 увеличилась на 6 копеек – до 45,79 руб./л, Аи-95 – на 8 коп., до 48,9 руб./л. В Забайкалье цены выросли на 10 коп., а в некоторых регионах и того больше: в Крыму на 26–33 коп., в Севастополе – на 39–43 коп. Однако в рознице Аи-95 протестировал уже и рекордные 49,5 руб. По данным Росстата, цены на бензин в России с 19 по 25 июля 2021 года выросли на 13 коп. и составили 48,44 руб.

Кроме Минэнерго на ситуацию отреагировала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая запросила у нефтяных компаний информацию об объемах реализуемых нефтепродуктов и начала внеплановые проверки у крупных частных нефтетрейдеров. При этом, по данным ФТС, нефтяные компании РФ уже сократили экспорт бензина: в мае 2021 года на 24,9% по сравнению с маем прошлого года – до 235 млн долл. Объемы снизились на 30,6% – до 407,6 тыс. т. В январе-мае 2021 года объем экспорта сократился на 18,8%, до 2,489 млн т.

Минэнерго представит свои предложения уже в ближайшее время, сказал вице-премьер Александр Новак. По его словам, этот инструмент рассматривается дополнительно, потому что спрос растет и необходимо обеспечить в полном объеме внутренний рынок. В начале июня он отмечал, что дефицита бензина и дизтоплива на российском рынке не отмечается, а наоборот, запасы топлива на 30% выше среднегодовых значений. «Мы строго следим, чтобы на заправках цены двигались не выше инфляции», – сказал Новак.

Шульгинов недавно отмечал, что запрет на экспорт бензина будет вводиться в случае сохранения биржевых цен на рекордных уровнях, а кроме того, «может быть рассмотрен вопрос о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующими объемы и уровни цен в оптовом звене, и увеличения биржевых нормативов до 15%. Все нефтяные компании сейчас должны продавать на бирже 11% от произведенного ими автобензина, однако эксперты отмечают, что не все нефтеперерабатывающие компании выполняют даже эти нормативы (см. «НГ» от 23.07.21).

Шульгинов напоминал также, что на рынке действует демпфирующий механизм. «НГ» уже писала (см. «НГ» от 23.06.21), что, несмотря на демпфирующий механизм, цены на автозаправках уже в первый месяц лета росли со скоростью около 1% в неделю, а Минэнерго и ФАС тогда было поручено проработать вопрос об увеличении норматива продаж топлива на бирже на 1% в третьем квартале.

«Угрозами запретить экспорт бензина власти пытаются напугать компании и заставить их ограничить рост стоимости нефтепродуктов на внутреннем оптовом рынке, – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – В июле это были лишь угрозы. Если же запрет в августе все же будет введен, то правительству нужно будет идти до конца. Запрещать, помимо бензина, придется тогда и дизель, и нафту. Кроме того, придется принимать административные меры, чтобы компании просто не прекратили переработку в пользу экспорта сырой нефти. Иными словами, в конечном счете придется вводить прямое административное регулирование отрасли».

Меньшим злом, по мнению эксперта, было бы, возможно, введение регулирования цен в предвыборный период. «Есть и надежда на то, что компании сами прекратят рост цен, не рискуя лишиться демпферных выплат. За первую половину 2021 года компании уже получили более 120 млрд руб. выплат по демпферу из бюджета. По имеющимся подсчетам, если цена в среднем за месяц поднимется от уровня середины июля 2021 года еще на 3,85%, до 57,5 тыс. руб. за тонну, этот уровень окажется выше базовой цены в формуле расчета демпфера (52,3 тыс. руб. за тонну) более чем на 10%. Но если демпфер вдруг обнулится из-за превышения уровня индикативных цен, то компании постараются увеличить отпускные цены на бензин примерно на 14–15 тыс. руб. за тонну. И правительство, судя по всему, не считает этот сценарий полностью невероятным – иначе зачем было бы вплотную приближаться к запрету экспорта бензина. Во всем этом раскладе регуляторам будет очень сложно: им никак не принять решения, которое одинаково удовлетворит и избирателей, и нефтяные компании, и ответственных за наполнение бюджета коллег по правительству», – говорит Митрахович

«Это уже пятый бензиновый кризис у нас в стране и возник он из-за того, что в начале 2019 года одновременно финансовый блок тогдашнего правительства во главе с Антоном Силуановым повысил налоговую нагрузку на производителей топлива, а вице-премьер Дмитрий Козак запретил повышать цены на бензин и дизтопливо, - сказал «НГ» член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев. - В итоге их производство стало убыточным. Это могло привести к дефициту, однако этот худший сценарий не сработал, потому что большая часть бензина производится в госкомпаниях, которые смирились и стали работать себе в убыток. От обострения ситуации рынок спасла эпидемия ковида, т.к. из-за кризиса потребление нефтепродуктов резко упало. Но при выходе из кризиса потребление стало расти, а производство – нет. Из-за некомпетентных действий предыдущего правительства создалась ситуация, когда рынок бензинов просто не может развиваться. А ему необходимо развиваться: если в центральной России хватает нефтеперерабатывающих заводов, то на Дальнем Востоке, например, производят только половину от своих потребностей, именно из-за этого там бензин то взлетает до 125 руб.за литр, то его просто нет. Но планировавшееся там строительство совместно с китайцами нового завода оказалось под вопросом, так как ни один банк не даст деньги на проект, срок окупаемости которого стремится к бесконечности. То же самое относится и к модернизации заводов».

Запрет на экспорт бензина проблему не решит, считает эксперт. «Экономический блок правительства возглавляют те же люди, которые стеной стоят против снижения налогов на бензин, а именно это могло бы привести систему к балансу. У нас самые большие налоги в мире, при этом цены – самые низкие, а импорта вообще нет. При этом у многих компаний есть сбытовые сети за рубежом, есть обязательства – поставки неизбежны», - говорит Танкаев.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 01.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики