Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украине пора перестать хулиганить, чтобы получить транзит

Украине пора перестать хулиганить, чтобы получить транзит

Худший сценарий ждет украинский транзит, если после запуска "Северного потока–2" она продолжит свои попытки нажиться на России, а не станет нормальным деловым партнером.

Украина с запуском газопровода "Северный поток-2" может выбрать путь: без транзита или с транзитом. Второй вариант для нее предпочтительнее. Однако для его сохранения придется включить критическое мышление, выключить откровенно антироссийский звук и работать на выгодных не только для украинской стороны условиях.

В разговоре с Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков оценил действующий контракт с Украиной и его перспективы, если они условия сотрудничества не пересмотрят.

"Украину ждет негативный сценарий, если они будут применять на практике тот же подход, что и сейчас. Будут говорить, что Россия должна нести огромные деньги, а они завысят тарифы, но это не так работает. Это сейчас они так, раз "Газпром" вынужден был подписать контракт с жесткими тарифами, с новыми условиями: если не прокачал объемы сегодня, то все равно должен заплатить за них.

Дело в том, что даже на сутки вперед перенести нельзя. Летом газа требуется меньше, зимой больше. Поэтому летние объемы очень удобно переносить на зимние, то есть по итогам года все равно получается такой объем, но ты переносишь по сезонам. Но сейчас этого делать нельзя. Если ты хочешь дополнительные объемы качать, то там придется повышенный тариф платить", - пояснил Юшков.

Суть контракта от 2019 года заключается в том, что Украина пытается выжать из трубы все, что только можно, то есть с России содрать деньги, отметил Юшков.

"С таким подходом, конечно, никто не будет сохранять транзит после 2024 года. Украина останется без транзитной прибыли, пусть она и не самая большая, но все равно. Если нет транзита, значит, надо будет напрямую у "Газпрома" покупать. Либо признавать, что все эти годы все равно покупал российский газ. Это очень неприятная история. Если они будут дальше политизировать вопрос, пытаясь нажиться, а не конкурировать", - заключил эксперт.

Российский поставщик старается с этого года снизить объемы поставляемого через Украину газа. Отметим, что тарифы у Украины слишком высокие. Для справки: дополнительное ежемесячное бронирование обходится на 20% дороже, то есть более чем 38 долларов за тысячу кубометров. Поэтому "Газпром" докупает у "Оператора ГТС Украины" и на максимум использует любые другие маршруты поставок в Европу.

Ранее президент России Владимир Путин заявил, что Россия готова сотрудничать с Украиной на выгодных условиях, чтобы сохранить транзит после 2024 года. Но пока украинский оператор предлагает тарифы на нынешнем уровне, установленном Нацкомиссией (НКРЭКУ). Общая цена входа и выхода с учетом налогов – 30,8 за тысячу кубометров. У Украины самые высокие тарифы на прокачку, при этом они регулярно говорят о том, что Россия отбирает у них транзит, а "Северный поток–2" ему угрожает.

Однако газопровод "Северный поток–2" не несет угрозы потери транзита Украиной. Российский "Газпром" будет осуществлять прокачку газа через ее территорию до конца действия контрактов, которые заключили стороны.

Если после окончания срока действия договоров стороны останутся заинтересованными в сотрудничестве, то начнутся новые переговоры. Соответствующее заявление сделал директор департамента экономического сотрудничества российского Министерства иностранных дел Дмитрий Биричевский.

"Сейчас контракт действует, а дальше будут переговоры "Газпрома" и их партнеров на Украине. У нас нет задачи приостановить поставку газа через Украину. Россия никогда не использовала энергетику и свои природные ресурсы как элемент давления или шантажа", – заявил он.

Источник: Baltnews.lv, 01.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики