Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники попросят доплату

Нефтяники попросят доплату

Как топливные компании отреагируют на временный запрет экспорта бензина из России

Временный запрет на экспорт бензина позволит сдержать рост цен на топливо, но за это властям, возможно, придется расплачиваться с нефтяниками. “Ъ FM” пообщался с участниками рынка и выяснил, как будут работать новые ограничения. Из-за непрерывного роста оптовых цен на бензин в пятницу Минэнерго попросило правительство в ускоренном режиме ввести запрет на экспорт топлива. Но, как в понедельник сообщили источники «Интерфакса», запрет может коснуться только бензинов АИ-92 и АИ-95 и только на три месяца. Собеседники “Ъ FM” уверены, что эффект будет временным. С подробностями — Владислав Викторов. 

Биржевые цены на бензин бьют рекорды с начала текущего года. Только с июня котировки росли пять недель подряд, и сейчас стоимость тонны 92-го, как и 95-го, достигает почти 60 тыс. руб. А всего с начала года рост котировок составил примерно 30%. Последние несколько месяцев в правительстве неоднократно грозились ввести запрет на экспорт бензина. И только 30 июля Минэнерго попросило кабинет министров запустить процедуру в ускоренном режиме. Как выяснил «Интерфакс», речь идет только о 92-й и 95-й марках топлива и только на три месяца. Это может оказать влияние на рынок, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:

«Как временная мера это может помочь. Экспорт бензина пятого класса у нас, в общем-то, невелик, он во многом сократился: если раньше отправляли где-то по 70-80 тыс. тонн в неделю, то сейчас цифра снизилась примерно до 20 тыс. тонн. Но, тем не менее, все равно этот экспорт есть, и, конечно, его запрет поможет».

Запрет на экспорт бензина в Минэнерго называли в числе других дополнительных инструментов, которые должны стабилизировать ситуацию в стране. В мае, например, правительство скорректировало демпфер — механизм, по которому нефтяники получают компенсации из бюджета за дополнительные поставки топлива на внутренний рынок. Благодаря корректировке в этом году компании получат 60 млрд руб. вместо 40 млрд, подсчитывали в “Ъ”. Однако рост оптовых цен замедлился несущественно. И вряд ли запрет на экспорт поможет, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

«Надо что-то делать, но при этом к решительным мерам правительство пока не готово. Во-первых, не будем забывать, что у нас экспортируется всего порядка 10% от общего объема производства бензина. И второе — слишком долго эта мера анонсировалась и продолжает анонсироваться.

Вполне вероятно, что компании, понимая вероятность такого сценария, заключат сейчас долгосрочные контракты на объемы, которые должны уйти за эти три месяца. И будут выполнять эти уже заключенные контракты».

При этом генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов не исключает, что компании смогут и вовсе обходить запрет на экспорт бензина. Ведь у нефтяников останется возможность вывозить другие вида топлива. Поэтому эффективнее могла бы быть другая мера, считает эксперт:

«Реально может сработать, если экспорт бензина будет ограничиваться не директивными методами, а, например, за счет установления достаточно высокой запретительной экспортной пошлины. Причем не только на товарный бензин, но и вообще на все его варианты: на товарный бензин, на компоненты, на прямогонный бензин».

На фоне запрета на вывоз некоторых видов бензина не исключено, что нефтяники смогут потребовать компенсаций за упущенную выгоду. Сейчас власти слишком часто ограничивают поставки товаров за рубеж ради стабилизации внутренних цен. Не так давно кабинет министров ввел пошлины на экспорт металлов. В итоге некоторые производители повысили цены. Из-за чего компания «РЖД» накануне обратилась к вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой выдать им дополнительно 17 млрд руб. для компенсации расходов на материалы. Так что ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович не исключает, что и нефтяники попросят поддержки:

"Обязательно попросят. Это у нас вечно идет: сначала вводим высокие налоги, потом ужасаемся, вводим обратные акцизы. Это же плохая история с точки зрения того, что нет системы долгосрочного планирования. Гораздо лучше иметь стабильную налоговую систему, чтобы бизнес смог рассчитывать свои доходы, чтобы Министерство финансов могло рассчитывать доходы в бюджет. Тут надо просто понять, что не бывает идеального решения в сфере бензина. Кто-то должен платить: либо население должно смириться с тем, что дорогой бензин, либо компании, которые будут финансировать переработку из других своих доходов, должны заплатить в бюджет и смириться с потерей части доходов».

Впрочем, собеседники “Ъ FM” не исключают, что планы ограничить экспорт связаны с грядущими выборами. В целом, по их словам, эта мера проблему не решит. Поэтому рассчитывать на дешевый бензин на заправках не приходится.

Автор: Владислав Викторов

Источник: Коммерсантъ FM, 03.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики