Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Юшков усомнился в способности Украины заработать на "воскрешении" нефтехранилищ

Аналитик Юшков усомнился в способности Украины заработать на "воскрешении" нефтехранилищ

Украина пытается заработать на оставшейся нефтяной инфраструктуре и изменчивости цен на сырье, отметил аналитик Игорь Юшков.

Компания "Укртранснафта" запустила коммерческую услугу по хранению нефти на базе объектов нефтетранспортной системы (НТС) Украины. Статус таможенного склада получили два объекта — резервуарный парк морского нефтяного терминала "Южный" и магистральный нефтепровод "Лисичанск — Кременчуг".

Услуга позволит повысить конкурентоспособность и эффективность работы НТС, считают в компании. "Укртранснафта" пока не обозначила возможную цену за услугу и объемы для сырья.

На Украине решили, что волатильность рынка повысит спрос на услуги хранения нефти, предположил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". Они пытаются по максимуму использовать оставшуюся инфраструктуру в стране.

Раньше многие хранилища применяли в качестве резервов для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Емкости для хранения были необходимы в случае перебоев поставок сырья. Процесс переработки достаточно сложный, поэтому заводы предпочитали не останавливать работу и использовали объемы из резервуаров. 

"За последние десятилетия на Украине практически все НПЗ были разрушены или остановлены. Переработка осуществляется на Кременчугском заводе, и то работает не на полной мощности. У них был современный хороший НПЗ Лисичанский, но он попал в зону боевых действий и был разрушен в Донбассе. Остальное это так называемые самовары, самогонные установки по первичной переработке нефти", — рассказал собеседник ПЭ. 

Украина в основном импортирует из других стран, в том числе из России. Из-за этого резервуары оказались пустующими. Поэтому "Укртранснафта" и предложила услуги хранения.

Без гарантийной прибыли

Предложением украинской компании могут заинтересоваться трейдеры, которые хотят заработать на разнице цен. Они могут быть из любой страны: России, Европы или Незалежной. 

"Здесь какие риски. Если ты рассчитываешь, что нефть будет расти, тогда есть смысл закачать и ждать. Но она может и подешеветь. Тогда получается, что купили ее задорого, а продать можно только задешево. Так что не факт, что эта услуга будет востребована", — пояснил аналитик. 

Гарантий по заработку на разнице цен нет. Также нужно закладывать в расходы стоимость хранения нефти. То есть учитывать не только перспективы, но и время использования услуги. Поэтому массово хранением нефти не занимаются. Украинская попытка провернуть такую же историю только с газом успеха не принесла.

Возникает также сложность из-за запрета на свободную продажу нефти Украине. Поставка является лицензируемой, чтобы российское сырье не поступало на нужды минобороны Незалежной для войны с Донбассом. Лицензию можно получить у Министерства экономического развития России. 

"Поэтому здесь есть определенные бюрократические сложности. Тем не менее торговля идет. Нужно просто указать, что нефть будет храниться на территории Украины, и она не сможет попасть на НПЗ страны", — уточнил Игорь Юшков. 

Маневры с нефтепроводами

Услугами по хранению в Незалежной пользуются в основном, когда идет транзит из России по ответвлению трубопровода "Дружба". Сырье через Украину поступает в Венгрию и Чехию. Вдоль всего нефтепровода есть хранилища — технологические емкости для маневров по объемам, добавил аналитик:

"В 2019 году была история с хлорированной нефтью. Украина очень грамотно воспользовалась положением и не политизировала эту историю. "Транснефть" заказывала им откачку нефти в хранилища. Практически все сырье слили на территории Украины, освободили трубы и пустили нормальную нефть. Украина справилась с этим очень быстро и профессионально. Просто поняли, что им заплатят за прокачку туда-сюда и за хранение".

Киев тогда не стал хитрить или мудрить, как, например, Польша. Благодаря этому случаю стране удалось хорошо заработать. "Транснефть" платила за хранение хлорированной нефти. В дальнейшем, когда заказывали транзит через Украину, страна просто добавляла сырье из хранилищ. Так не достигалась предельная концентрация, а Киев мог заработать двойную плату.

"Это хороший показатель того, как можно маневрировать и оказывать услуги по хранению. Но это особый случай. Насколько будут востребованы емкости по хранению в обычной ситуации, сказать сложно. Пусть попробуют, раз есть такая возможность. Может быть, будет востребована в какой-то мере эта услуга", — заключил эксперт.

Ранее российский холдинг "Газпром" не стал бронировать дополнительные мощности для газа через территорию Украины и Польши на IV квартал. Об этом сообщает венгерская торговая платформа RBP.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: ПолитЭксперт, 04.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики