Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ не будет делать из «Северного потока – 2» энергетическое оружие

РФ не будет делать из «Северного потока – 2» энергетическое оружие

РФ рассматривает «Северный поток – 2» как коммерческий проект, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков

 

«Северный поток – 2» является коммерческим проектом

The National Interest опубликовал материал за авторством Джона Рюля о преимуществах Москвы от старта «Северного потока – 2».

РФ, как считает Рюль, сможет наказать Украину, не опасаясь негативной реакции Западной Европы. При этом «Северный поток – 2» поставит под вопрос энергетическую и национальную безопасность стран Центральной и Восточной Европы.

При конфликте с Москвой украинцы лишатся не только доходов от газового транзита, но и источника энергии, однако международного резонанса это не вызовет. Еще РФ потеснит Норвегию в роли крупнейшего поставщика газа на рынок Западной Европы.

Тезисы Рюля выглядят красиво, но противоречат задачам «Северного потока – 2» и носят негативный для России характер.

«Северный поток – 2» является коммерческим проектом, а «Газпром» – надежным поставщиком газа. РФ, в отличие от Украины, Польши, США и некоторых европейских деятелей, стремится деполитизировать газовый вопрос и не связывает его с внешней политикой.

«Северный поток – 2» создаст надежный, выгодный и современный способ доставки газа на рынок ФРГ.

У газопровода несколько преимуществ над украинским и польским маршрутами: меньшие протяженность и стоимость транзита, современная инфраструктура, по которой можно поставлять не только газ, но и перспективные водород и водородогазовую смесь.

«Северный поток – 2» не улучшит и не ухудшит отношения РФ с Польшей и Украиной. Варшава и Киев взяли курс на конфронтацию с Москвой и продолжат его, несмотря на любые изменения в инфраструктурных возможностях российского газового экспорта.

Польша построила СПГ-терминал в Свиноустье и строит газопровод Baltic Pipe, через нее проходит «Ямал – Европа», который Варшава угрожает подвергнуть реверсу. Обеспечение польской экономики газом не пострадает от «Северного потока – 2».

Перспективы украинского маршрута зависят от комплекса факторов, но до 2024 года транзит гарантирован соглашением 2019 года.

Дальше дело зависит от объемов закупок российского газа в ЕС, тарифов на прокачку и состояния трубы, но в «Газпроме» есть принципиальное согласие продолжать транзит газа через Украину, а дальше все упирается в коммерческие обстоятельства.

Газовое обеспечение Украины также не зависит от «Северного потока – 2», Киев может купить сырье в РФ, но не делает этого по политическим причинам и осуществляет реверс, однако в реальности это российский газ, перекупленный в Венгрии и Словакии. 

 

В «Северном потоке – 2» нет политической составляющей

«Появление таких материалов носит закономерный характер. Было сделано совместное заявление США и ФРГ, в котором сказано, что Берлин должен ввести санкции против «Северного потока – 2» в двух случаях: во-первых, ухудшение обстановки в Донбассе, а во-вторых, использование Россией газопровода как энергетического оружия по схеме, описанной в данной статье», – констатирует Юшков.

Логика материала простая: Россия задействует«Северный поток – 2» для того, чтобы наказать строптивые Польшу и Украину.

«Для этого в материале собраны классические домыслы. В частности, это воздействие «Северного потока – 2» на Киев по политическим причинам. Мы постоянно слышим стенания – Украина лишится транзита и у нее не будет денег, но в реальности она не так много потеряет – в 2021–2024 годах украинцы не заработают за транзит 3 млрд долларов, как раньше», – заключает Юшков.

«Газпром» в 2021 году выкупит дополнительное бронирование на 9,8 млрд кубов дополнительно к базовым 40 млрд кубов. Сверхлимитный транзит стоит дороже, поэтому Украина получит примерно 1,6 млрд долларов, в следующие три года цифра будет меньше.

«Сложно говорить о цифрах транзита через Украину в 2021 году, но доходы получает не украинский бюджет, а «Оператор ГТС Украины», использующий часть денег на свои нужды и обслуживание трубы», – резюмирует Юшков.

Дальше средства передаются «Нафтогазу», где руководство любит премии, в итоге в бюджет придет менее 1 млрд долларов. Это немалые деньги для Украины, но из-за их потери в украинской экономике не случится катастрофы.

«Украинцам нравится эксплуатировать советскую газотранспортную систему, но прекращение транзита не повлияет на экономику страны. Разве что Киев больше не сможет продавать свое географическое положение», – констатирует Юшков.

Украине придется перестать позиционировать себя буфером в газовых отношениях ЕС и России, а так Москва выступает за деполитизацию газовых отношений с Украиной, «Северный поток – 2» этому только поможет.

«Украина качает российскую нефть, но никто об этом не вспоминает, там чисто экономические отношения. Если Украина начнет заламывать тарифы и выставлять необоснованные условия, экспорт сырья уйдет на другой маршрут», – констатирует Юшков.

Когда «Газпром» получит возможность смены направлений газовых поставок, украинцам придется вести себя по-деловому.

«Украине придется конкурировать за транзит. Если Киев не сможет, украинская ГТС действительно начнет осушаться. Для России это экономический вопрос, а появление подобных статей направлено на создание впечатления, что мы используем газопровод как энергооружие. Целью риторики является вынудить ФРГ ввести санкции против «Северного потока – 2»», – резюмирует Юшков.

Данный посыл – последняя лазейка, оставшаяся у противников «Северного потока – 2».

Поставки российского газа останутся на прежнем уровне

Что касается конкуренции с Норвегией и позиций РФ на европейском газовом рынке, то добыча в Норвегии остановилась и больше расти не будет, а «Северный поток – 2» не поставит нового сырья в страны Евросоюза.

«В статье мы видим некомпетентный тезис, что РФ сможет догнать Норвегию по поставкам газа в Западную Европу, но норвежцы никогда не были лидерами, с советских времен данное место занимает наша страна», – заключает Юшков.

 

У Норвегии четвертый год подряд падают добыча и экспорт в Европу, поэтому «Северный поток – 2» на позиции Осло также не повлияет.

«По «Северному потоку – 2» не пойдет новое сырье, эти объемы и так поступают в Европу, в том числе через Украину, да и украинский маршрут пока останется из-за газотранспортного соглашения 2019 года», – заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 04.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики