Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия начала готовиться к энергопереходу

Россия начала готовиться к энергопереходу

Правительство РФ по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина создаст рабочие группы "по адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу" - снижению спроса на традиционное топливо на фоне развития альтернативной энергетики, куратором групп станет первый вице-премьер Андрей Белоусов, - сообщил источник, близкий к правительству, и подтвердил федеральный чиновник, участвующий в этой работе.

"Стоит задача - определить риски и возможности глобального энергоперехода для российской экономики, оценить сценарии по всем развилкам и выработать оптимальный. Важно обеспечить сбор достоверных данных, координацию ведомств, организаций и экспертов", - цитирует его РБК.

Такое решение правительства предваряла серия дискуссий в закрытом режиме о подготовке России к начавшейся перестройке глобальной экономики в направлении низкоуглеродного развития, после чего был сформирован предварительный состав "климатических" рабочих групп, проходили закрытые совещания вице-премьеров, на которых обсуждались предварительные результаты анализа рисков и возможностей для России, рассказал один из собеседников.

Снижение углеродоемкости экономики - это важный фокус и в рамках разработки новых инициатив социально-экономического развития до 2030-го, и как самостоятельная повестка правительства. Его нужно рассматривать как драйвер технологического развития в сторону снижения потребления углеводородов и увеличения доли зеленой энергии, - отметил еще один источник издания.

За работу с регионами в рамках энергоперехода, аналитику и регуляторику будет отвечать Минэкономразвития, за научное сопровождение - Минобрнауки, за реструктуризацию реального сектора - Минпромторг, за реструктуризацию энергетики и водородные проекты – Минэнерго, а за климатические проекты - Минприроды.

К обсуждениям привлекались председатель правления Сбербанка Герман Греф и спецпредставитель президента России по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс.

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, вопрос глобального энергоперехода встает для России уже сейчас. "Дело в том, что это не обычный энергопереход, то есть не естественная смена основного вида энергоносителя. Скажем, раньше они происходили, когда от дров перешли к углю, а потом от угля к газу. Но сейчас нас пытаются силой запихнуть в еще не наступившее энергобудущее, требуя отказаться от углеводородов. Россия уже сталкивается с этой проблемой, мы видим, что в Европе принимается соответствующее законодательство, и "Газпрому" приходится встраиваться в процесс", - прежде всего пояснил он.

"Так, в Европе утверждена программа Green Deal, "Зеленая сделка", которая предписывает европейским странам к 2050 году вообще отказаться от использования ископаемых источников энергии. Смогут ли они это сделать или нет – большой вопрос, однако документы принимаются и подталкивают компании и государства к декарбонизации. Самый основой момент здесь – так называемый углеродный налог, то есть пограничное регулирование, которое требует отслеживать углеродный след во всех товарах, высчитывать, сколько парниковых газов возникает при их производстве. В зависимости от углеродного следа взимается углеродный налог, чтобы любые производители платили за выбросы в атмосферу. Пока этим налогом облагаются немногие отрасли –электроэнергетика и металлургия, но не добыча нефти и газа, так что пока российского нефтегазового экспорта в Европу он не касается", - рассказал Игорь Юшков.

"Причем пока речь идет о налогообложении так называемого первого охвата – платить лишь за те парниковые газы, что возникают при производстве самого товара. Есть еще второй охват – за газы, возникшие при выработке электроэнергии, используемой для производства товара, и третий охват – за газы, возникшие при потреблении товара. Самый большой риск для России – это как раз третий охват, поскольку большая часть парниковых газов у нас возникают при сжигании проданных в Европу нефти и газа. Нужно уже сейчас думать, как сделать так, чтобы наши производители не платили деньги в Европе, а платили в России, чтобы они не уходили из России, чтобы не происходило оттока денег из нефтегазовой отрасли и чтобы российские компании не обанкротились в рамках этого углеродного налога", - обратил внимание экономист.

"Поэтому правительство и приступило к работе над темой энергоперехода, так как требуется выработать свой механизм углеродного налога и договориться с европейцами, чтобы наши компании платили его не в Европе, а в России. То есть у нас все будет как в международных нормах, мы сами будем стимулировать сокращение выбросов парникового газа, потому что мы тоже спасаем планету, а не один Запад, но деньги за это будут оставаться в России. То есть правительству нужно минимизировать вред российской экономики от западной климатической кампании, которая от спасения планеты перешла в раздел экономики и изменения торговых отношений", - указал Игорь Юшков.

Генеральные цели создаваемых рабочих групп - определить, как глобальный энергопереход повлияет на российскую экономику, разработать оптимальный сценарий адаптации к нему России, поскольку есть понимание того, что в основных сценариях спрос на российские энергоносители будет постепенно снижаться: сейчас более 50% российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары.

Рабочие группы подготовят прогноз развития событий до 2050 года и цели до 2030 года, а также увяжут долгосрочную стратегию с текущей деятельностью.

Авторы: Евгений Николайчук, Андрей Петров

Источник: Вестник Кавказа, 04.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики