Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша и Словакия построили газопровод «двойного назначения»

Польша и Словакия построили газопровод «двойного назначения»

На границе Польши и Словакии сварили «золотой шов» на газовом интерконнекторе между двумя странами. Варшава не оставляет амбициозных планов по превращению в региональный газовый хаб и поставке СПГ и норвежского газа в другие страны Восточной Европы. В то же время Польша сможет получать из Словакии российский газ для обеспечения им юга страны.

Вчера, 3 августа, операторы польской и словацкой ГТС Gaz-System и Eustream сварили «золотой шов» на интерконнекторе, который соединит газотранспортные системы двух стран. Общая длина газопровода составляет 164 километра. По данным председателя правления Gaz-System Томаша Стемпеня, проект завершен на 90%.

«Из Балтийского моря через горы и дальше к югу должен пойти газ, импортируемый с норвежского континентального шельфа или в виде СПГ со всего мира. Строительство, ведущееся в этом красивом и сложном районе, является хорошим примером того, что граница, пролегающая по хребту Карпат, способствует сотрудничеству наших народов», — сказал представитель польского правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский.

К октябрю следующего года завершается долгосрочный контракт на поставку российского газа в Польшу, и госкомпания PGNiG заявила, что не будет продлевать его. Топливо планируют получать из альтернативных источников — с терминалов СПГ и по еще строящемуся «Балтийскому газопроводу» из Норвегии. Более того, Польша планирует стать региональным газовым хабом, поставляя газ по интерконнекторам в Прибалтику и страны Восточной Европы.

Мощность интерконнектора в Словакию составит 4,7 млрд кубометров в год. В то же время в обратном направлении — 5,7 млрд кубометров.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что у Польши вряд ли уже есть конкретные планы по интерконнектору, кроме желания транспортировать регазифицированный СПГ. «Скорее это элемент развития европейской газовой сети в рамках единого рынка. Ну и освоение фондов ЕС под это дело», — говорит эксперт.

В проекте десятилетнего плана развития газотранспортной системы Польши на 2022−2031 годы говорится, что к 2036 году потребление газа в стране может вырасти до 34,7 млрд кубометров при прогнозных 18,5 млрд на этот год. В рамках общеевропейской стратегии Варшава планирует энергопереход, снижая потребление угля и наращивая потребление газа.

При этом даже при самых благоприятных условиях альтернативные источники газа не смогут покрыть прогнозный баланс. Так, общая мощность терминалов СПГ и «Балтийского газопровода» составит 21,5 млрд кубометров, в то время как потребность в импорте — 31 млрд кубометров.

Единственным источником дополнительных поставок при текущем падении добычи в ЕС может выступить только «Газпром».

«И Словакия может выступить балансирующим направлением для обеспечения газом юга и юго-запада Польши», — полагает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Он отмечает, что «Газпром экспорт» уже продает газ на своей электронной торговой платформе (ЭТП) с доставкой на виртуальную точку в Словакии, а в самой польской PGNiG не исключают, что придется закупать спотовый российский газ.

Эксперт отмечает, что сегодня Польша получает российский газ на юго-востоке — через Украину. Мощность направления составляет до 5 млрд кубометров в год. «Однако возникает вопрос, захочет ли „Газпром“ продавать спотовый газ на ЭТП с доставкой на польско-украинскую границу и договариваться об этом с украинским оператором. Это одна из конфликтных газовых тем между Украиной и Россией, так как „Нафтогаз Украины“ уже несколько лет требует перенести точку сдачи российского газа с территории стран ЕС на российско-украинскую границу», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий.

Источник: EADaily, 04.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики