Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пожар на Ямале разогрел европейские рынки

Пожар на Ямале разогрел европейские рынки

В результате аварии на заводе по подготовке конденсата в Ямало-Ненецком автономном округе вдвое сокращены поставки по газопроводу «Ямал-Европа». На этом фоне цена газа в Европе побила очередной рекорд. Неожиданно инцидент может сыграть на руку «Газпрому», поскольку дает новые аргументы в пользу скорейшего пуска в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2».

Возгорание на установке деэтанизации конденсата первой очереди Уренгойского завода произошло в ночь на четверг. Потушить пожар удалось только к утру пятницы. Пострадавших в результате инцидента нет. В «Газпроме» пока не могут сказать, каков масштаб ущерба. «Компания анализирует причины и последствия аварии на заводе по подготовке конденсата», – сообщили «Федерал Пресс» в пресс-службе концерна.

«Весь вопрос в том, что и где там загорелось. Если это утечка из трубопровода, могло обойтись просто возгоранием. Если это авария на установке, тогда, конечно, без взрыва не обойдется. Но пока мы ничего точно не знаем», – говорит советник председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Паническая атака

В результате аварии был вдвое – с 2,1 млн до 1 млн кубометров в час – снижен объем прокачки по газопроводу «Ямал–Европа» в Германию. При этом поставки по газопроводу «Северный поток» не пострадали. К утру пятницы поставки частично восстановились. Тем не менее новость о пожаре и сокращении поставок вызвала новую волну ажиотажного спроса на газ в Европе. Цена топлива на ключевом хабе TTF на открытии торгов составила 542,3 доллара за 1 тыс. кубометров, а на пике достигала рекорда – 546,3 доллара за 1 тыс. кубометров. Акции «Газпрома», напротив, подешевели – в пике падение составляло почти 3 %.

По мнению Рустама Танкаева, рост этот был чисто спекулятивным. «Это один из многих заводов, и даже не завод по подготовке газа. И то, что это повлияло на поставки газа – это просто некуда было сбрасывать конденсат и пришлось ограничиться», – объясняет аналитик.

«Это крупный завод, который играет важную роль в технологической цепочке по так называемому жирному газу, но в целом его объемы в общей добыче «Газпрома» не столь велики и на безопасности газоснабжения потребителей это не скажется», – соглашается заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Снижение поставок по «Ямал–Европе» было, но в общем потоке это тоже не столь заметно. К тому же сейчас часть снижения уже компенсирована. Контракты на поставку, судя по всему, выполняются, отмечает эксперт.

По оценке «Ренессанс Капитала», авария приведет к снижению добычи газа на 8 млрд кубометров, что на фоне общей добычи крайне незначительно – даже в кризисном 2020 году она составила 453,5 млрд кубометров. Сильнее пострадает добыча газового конденсата – в 2021 году ожидается потеря 5 млн т (в 2020 году было добыто 16,3 млн т).

Куда серьезнее могут быть экологические последствия аварии. «При пожаре такого масштаба в воздух поступают огромные объемы углекислого газа, угарного газа, сажи и несгоревших углеводородов, – объясняет руководитель отделения проектов российского отделения Greenpeace Виктория Глущенко. – Пока у нас нет данных от «Газпрома», точно оценить масштаб ущерба окружающей среде невозможно. Но данный инцидент показывает, насколько опасна нефтегазовая отрасль». В качестве альтернативы Greenpeace предлагает «Зеленый курс», который предусматривает в будущем переход на более экологически безопасные технологии.

Не было бы счастья

Сам факт сокращения поставок, даже кратковременного, может сыграть на руку «Газпрому», став еще одним аргументом в пользу скорейшего запуска газопровода «Северный поток – 2». В Европе крайне обеспокоены низким уровнем заполненности подземных газохранилищ. Накануне на сейте dw.com появилась большая паническая статья, где говорилось о том, что к началу отопительного сезона плановый уровень достигнут точно не будет. Автор обвинил в этом «Газпром», который якобы сознательно сокращает объемы закачки, чтобы поставить Европу перед выбором – либо запуск СП-2, либо нехватка газа зимой.

«Что касается наполнения европейских хранилищ, то это одновременно и причина, и следствие конъюнктуры рынка. Доля мощностей, которыми пользуется «Газпром» в европейских ПХГ меньше 10 %. Все игроки оценивают коммерческую привлекательность закачки очень невысоко, они не уверены, что смогут окупить затраты на хранение», – скептичен Алексей Гривач.

Уровень заполнения ПХГ в Европе действительно ниже, чем требуется на это время года, и пуск «Северного потока – 2» на самом деле весьма актуален для европейцев, отмечает Рустам Танкаев. «Если в этом году газопровод будет запущен, я не исключаю, что к нему даже не будет применяться Третий энергопакет (требует от монополистов предоставлять 50 % своих транспортных мощностей независимым производителям газа. – Прим. ред.) Потому что в ситуации, когда в Европе неблагополучно все с запасами газа, они легко обходят свои же ограничения. Это показывает опыт эксплуатации «Северного потока – 1». Сначала было 50 % загрузки, потом в Европе похолодало – сделали 70 %, похолодало еще – довели загрузку до 100 %», – говорит эксперт.

Справка «ФедералПресс»

Завод по подготовке конденсата к транспортировке (ЗПКТ) является частью Уренгойского газодобывающего комплекса, обеспечивающего бесперебойный прием и переработку нестабильного газового конденсата крупнейших месторождений Надым-Пур-Тазовского региона. Это крупнейшее предприятие по переработке углеводородного сырья в условиях Крайнего Севера расположено на 100 гектарах недалеко от Нового Уренгоя. С 2014 года на ЗПКТ ежегодно поступает более 11 млн тонн нестабильного газового конденсата.

На заводе реализуется инвестиционный проект «Газпрома» по развитию альтернативной схемы транспорта и переработки жидких углеводородов в Надым-Пур-Тазовском регионе. Строящийся комплекс обеспечит подготовку ачимовского конденсата в объеме 4 млн тонн в год и его транспортировку в стабильном состоянии совместно с нефтью, добываемой в регионе, в магистральный нефтеконденсатопровод «Уренгой-Пур-Пэ». После ввода в эксплуатацию объектов альтернативной схемы мощность завода по приему сырья составит около 16 млн тонн в год.

Автор: Дмитрий Павлович

Источник: ФедералПресс, 06.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики