Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Фонтан посреди моря»: под Новороссийском произошел крупный выброс нефти

«Фонтан посреди моря»: под Новороссийском произошел крупный выброс нефти

Площадь разлива оказалась в 400 тыс. раз больше, чем заявлялось изначально

Под Новороссийском в море произошел крупный выброс нефти. Утечка произошла с греческого танкера Minerva Symphony при погрузке с терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Изначально в компании заявляли о том, что площадь разлива составляет 200 кв. м, однако позже Институт космических исследований (ИКИ) РАН сообщил, что она в 400 тыс. раз больше и достигает 80 кв. км. Какие последствия могут быть у разлива нефти в Черном море и сколько займет его устранение — выясняли «Известия».

Под Новороссийском произошел выброс нефти

В Черном море под Новороссийском произошел крупный разлив нефти. Залповый выброс был зафиксирован с греческого танкера Minerva Symphony при погрузке с терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Об этом сообщили в пресс-службе Росморречфлота. 

Как рассказали «Известиям» в КТК, утечка произошла 7 августа в 16:49 на терминале в Южной Озереевке. Для локализации последствий инцидента оперативно привлекли средства профессионального аварийно-спасательного формирования (17 судов), выставили боновые заграждения, задействовали четыре нефтесборные системы и емкости для сбора нефти. В тот же вечер разлив локализовали. По утверждению КТК, площадь утечки составляла около 200 кв. м, объем — порядка 12 куб. м.

— Утром 8 августа ситуация была нормализована и не представляла опасности для населения, флоры и фауны Черного моря, — заявили в консорциуме.

В КТК отметили, что в данный момент специалисты проводят работу по мониторингу акватории. Для замеров состояния воды и воздуха привлечены независимые лаборатории, сотрудники которых берут пробы в территориях, прилегающих к Морскому терминалу.

Причина разлива нефти

Причиной разлива нефти под Новороссийском стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора выносного причального устройства, сообщили «Известиям» в КТК. На время ликвидации последствий утечки отгрузка нефти на терминале была временно остановлена.

Для расследования причин и условий, приведших к инциденту, в консорциуме создана специальная комиссия. По данным источника «Известий», в качестве одной из причин рассматривается производственный брак.

— Все основные последствия уже ликвидированы. К 23 часам того же дня нефть была собрана. Позднее начался шторм, мощный ураган, и некоторые пятна приблизились к берегу. Бригады от КТК оперативно реагировали на такие происшествия, выезжали на места, — рассказал собеседник портала.

По его словам, на месте аварии продолжает работать оперативный штаб, усилены меры безопасности. По итогам работы комиссии будут разработаны превентивные меры для недопущения подобных ЧП.

Площадь утечки оказалась в 400 тыс. раз больше

Однако 10 августа Институт космических исследований (ИКИ) РАН сообщил, что площадь разлива нефти, произошедшего в районе Новороссийска при погрузке танкера, в 400 тыс. раз больше, чем заявил Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).

— Разлив значительно больше заявленного, поскольку площадь нефтяного загрязнения составила на момент радиолокационной съемки почти 80 кв. км. Нефтяное пятно 8 августа было вытянуто от берега в открытое море на расстояние 19 км, — говорится в сообщении.

Как отмечается, о настоящей площади разлива свидетельствуют снимки, сделанные спутником Sentinel-1. Их проанализировали сотрудники Института океанологии РАН и Института космических исследований РАН.

Как объяснил «Известиям» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович, владельцы транспортных средств или инфраструктуры для хранения нефти часто склонны занижать уровень экологического ущерба при авариях, пытаясь минимизировать возможную ответственность. Однако позже зачастую выясняется, что масштаб заражения значительно выше.

— Изначально заявленные 200 кв. м загрязнения — это очень мало для выброса с танкера. Хотя и до крупных катастроф история не дотягивает. Например, при аварии танкера Exxon Valdez на Аляске в 1989 году площадь загрязнения составила 28 тыс. кв. км. Сейчас же говорят максимум о 80 кв. км, — говорит эксперт.

По его словам, нефть не концентрируется на малом пространстве после разлива — она растекается по воде, отсюда и рост площади заражения. Положительным фактором оказалось то, что разлив произошел в теплом Черном море, а не в водах Арктики, где убрать загрязнение значительно сложнее и экологический ущерб был бы намного выше.

Росприроднадзор оценит ущерб от разлива нефти

Росприроднадзор проведет оценку ущерба от разлива нефти в море, когда установит продолжительность сброса горючего. При необходимости будет проведен анализ общего количества собранного нефтепродукта, сообщила «Известиям» пресс-секретарь ведомства Юлия Непоседова.

В свою очередь, глава Росприроднадзора Светлана Радионова назвала новороссийскую аварию «достаточно знаковой» и подчеркнула, что та произошла в результате халатных действий — в порту не было сбоя оборудования или нештатной ситуации.

— Люди не проследили за своими прямыми обязанностями и получили фонтан нефти, который бьет посреди акватории Черного моря. Заявленные компанией цифры пока малы — от 1 т нефти до 50 т, сейчас мы проверяем деятельность оборудования и надеемся получить именно учетные данные по тем параметрам оборудования, которые нам предоставят, — сказала Радионова.

Она отметила, что измерение пленки, растекшейся по акватории моря, фактически выделяя оттуда вещество, — это долгая и серьезная работа, которая займет порядка трех недель.

В Минприроды «Известиям» сообщили, что ситуация с разливом нефти находится на контроле ведомства. Возбуждено административное дело по ч. 4 ст. 8.13 КоАП («Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение»).

Параллельно проверку проводит Новороссийская транспортная прокуратура. В рамках нее будет установлено, соблюдались ли в порту требования экологического законодательства и законодательства о безопасности эксплуатации водного транспорта.

«Очистка займет недели и месяцы»

В беседе с «Известиями» руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников оценил разлив нефти как серьезный, поскольку он произошел недалеко от берега. 

— По нашим оценкам, речь идет о сотнях тонн нефтепродуктов. Как только мы получили 7 августа сообщение от Росприроднадзора об этой аварии, включили нашу систему общественного мониторинга и уже вечером этого дня на радарном снимке смогли определить площадь загрязнения. Она тогда составляла примерно четверть квадратного километра, а уже ровно через сутки на другом космоснимке мы увидели колоссальное увеличение площади загрязненной акватории — 94 кв. км, — говорит эксперт.

По его словам, протяженность разлива такова, что загрязнение уже достигло побережья. У берега пока находится радужная пленка. Но экологи не исключают попадание туда более тяжелых фракций нефти. Под угрозой находятся такие зоны, как Абрау-Дюрсо и побережье Утришского заповедника.

— Пленочное загрязнение на морской поверхности спасатели соберут за несколько дней. Остальное в силу природных явлений расселится и растворится. Что касается береговой черты, с ней сложнее — всё будет зависеть от того, какие объемы и фракции достигли берега. Очистка может занять недели и месяцы, — отмечает Книжников.

По утверждению эколога Елены Есиной, в данной ситуации основной ущерб может быть нанесен экосистеме моря: если на место разлива попадут птицы, они могут получить нефтяное отравление и умереть. Но на сегодняшний день таких фактов не зафиксировано.

Кто понесет ответственность

Как объяснила «Известиям» адвокат Дарья Мороз, ответственность за разлив нефти при погрузке на танкер определяется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В сложившейся ситуации ее должна понести компания, которая занимается обслуживанием Морского терминала АО «КТК-Р».

Действия сотрудников компании могут подпадать под ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», максимальное наказание по которой в случае наступления тяжких последствий составляет до пяти лет лишения свободы.

— Все обстоятельства дела должны быть рассмотрены и оценены в ходе разбирательства. Тогда будет установлена степень виновности ответственных за сложившуюся ситуацию лиц, — отмечает эксперт.

В то же время собственник танкера Minerva Symphony не понесет ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со ст. 316 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ, поскольку ущерб не был причинен непосредственно самим судном.

Уголовное дело по факту разлива нефтепродуктов в районе морского порта Новороссийск «в связи с широким общественным резонансом» передано в производство Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России, сообщила Елена Марковская, старший помощник руководителя Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета России.

На место происшествия выехала следственно-оперативная группа Краснодарского следственного отдела на транспорте. Пострадавшая территория была осмотрена, в настоящее время продолжается исследование полученных проб, назначена экологическая судебная экспертиза, решается вопрос о проведении дополнительных исследований.

На особый контроль дело взяла Генеральная прокуратура РФ. По ее данным, «при погрузке судна Minerva Symphony через выносное причальное устройство с терминала произошел выброс нефтепродуктов в море в 6 км от берега». В настоящее время представители Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры совместно со специалистами территориального подразделения Росприроднадзора с воздуха обследуют береговую линию Черного моря от Анапы до Новороссийска, чтобы оценить масштабы аварии.

Отмечается, что «при установлении ущерба морской среде, водным биологическим ресурсам, почве, особо охраняемой природной территории государственного природного заповедника «Утриш» будут приняты меры к его минимизации и взысканию с виновного лица».

Что такое КТК

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода.

Как говорится на сайте КТК, сегодня протяженность трубопровода Тенгиз–Новороссийск составляет 1511 км. По данному маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.

Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), которые позволяют загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

Авторы: Мария Фролова, Наталия Быкадорова, Екатерина Ясакова, Любовь Лежнева

Источник: Известия, 11.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики