Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Давление на «Северный поток – 2» обходится ЕС в 569 долларов за тысячу кубов газа

Давление на «Северный поток – 2» обходится ЕС в 569 долларов за тысячу кубов газа

Рост цен на газ в Европе вызван действиями многих игроков, а не только компании «Газпром», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач

 

Цены на газ достигли в Европе 569 долларов за тысячу кубов

Компания «Газпром» сообщила, что экспортирует газ в полном объеме и выполняет все заявки по твердым обязательствам перед европейскими потребителями. Условия базовых контрактов компанией выполняются, несмотря на пересуды в прессе.

Однако газовые цены на нидерландском хабе TTF обновили очередной рекорд и добрались до 569 долларов за тысячу кубов. Котировки можно охарактеризовать как очень большие, и непонятно, как цены могут снизиться в будущем.

Польское издание Biznes Alert связало рост цен с сокращением транзита российского газа через газопровод «Ямал – Европа». Поляки утверждают, что аномальный рост позволяет «Газпрому» максимизировать прибыль и продвигать «Северный поток – 2».

Поставки через трубопровод «Ямал – Европа» в последние дни снизились на 44%, до 0,84 млн кубов газа в час, что в пять раз меньше проектных мощностей газопровода, причем сокращение транзита через Польшу связано и с аварией в Новом Уренгое. 

 

Авария не оказала влияния на выполнение «Газпромом» экспортных контрактов, но привела к панике биржевых спекулянтов с TTF, сначала цены взлетели до 540 долларов за тысячу кубов, а теперь до уровня в 570 долларов.

Цены на газ определяются экономикой

«Экспорт «Газпрома» происходит по долгосрочным контрактам. По ним делаются заявки, которые затем удовлетворяются. Российская компания работает так, поэтому претензий к ней быть не может», – констатирует Гривач.

Однако с тех пор как в ЕС начали расти цены на газ, европейские политики и эксперты обвиняют в этом «Газпром». Компания не стала закачивать дополнительные объемы сырья в европейские подземные хранилища газа (ПХГ) и ограничила транзит через Польшу и Украину.

Логика европейцев сомнительна. Еврокомиссия систематически боролась с поставками российского газа в Европу, задержала реализацию «Северного потока – 2» и навязала РФ невыгодный газотранспортный контракт с Украиной в 2019 году, а после этого требует от «Газпрома», чтобы компания выполнила роль регулятора и снизила газовые цены в Европе за счет дополнительных поставок. 

 

««Газпром» выполняет экспортные контракты. Если они есть, то осуществляется поставка газа, если их нет, то не осуществляется. Все очень просто. Сегодня клиенты не готовы платить такие цены за дополнительные объемы газа, они лучше снизят закачку в ПХГ и подождут развития ситуации с достройкой и запуском «Северного потока – 2»», – резюмирует Гривач.

Можно посмотреть на рынок СПГ: цены в ЕС очень большие, их разрыв с Азией не критичен, но сырье не идет в Старый Свет. В Европу не поступает газ, который не был ранее законтрактован, ни по трубопроводному направлению, ни по линии СПГ.

Сложившаяся ситуация вынуждает европейцев искать варианты – например, в ФРГ осуществляется частичный переход с газа на уголь.

«На уголь действительно в ЕС сегодня переходят – наблюдается увеличение угольной генерации, но темпы закачки в хранилища все равно не увеличиваются, хотя благодаря углю потребление газа снижается», – заключает Гривач.

Энергокомпании не хотят рисковать, они не знают, будут ли в Европе цены на газ зимой и осенью выше текущих. Если цены упадут, трейдеры потеряют деньги, хранение газа в ПХГ требует от нефтегазовых компаний дополнительных издержек. 

 

«В ПХГ в Европе сейчас идет закачка только в тех ситуациях, когда существует законодательная обязанность. Во Франции есть такое требование и еще в ряде стран, а в остальном все определяется поведением коммерческих игроков. И это именно то, что в ЕС целенаправленно выстраивали по газу на протяжении нескольких лет», – констатирует Гривач.

Еврокомиссия требовала от «Газпрома» соблюдать европейское законодательство и адаптировать экспортные контракты под ее требования, наша компания это сделала. Из-за этого официальных претензий в отношении «Газпрома» никто в ЕС не высказывает.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 12.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики