Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Водород и Чубайс стали инструментами внешней политики РФ

Водород и Чубайс стали инструментами внешней политики РФ

РФ хочет договориться с Западом по низкоуглеродной тематике, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.  

Чубайс похвалил Правительство РФ

Спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями Анатолий Чубайс сообщил в Facebook, что климатические прогнозы становятся все более мрачными и сослался на изложение проблемы изданием The Bell.

В материале The Bell идет разговор про то, что средняя температура на планете продолжит повышаться, а у человечества осталось всего десять лет, чтобы отказаться от нефти и газа. Единственной хорошей новостью, по мнению Чубайса, является то, что Правительство РФ начало готовить страну к данному вызову, который станет самой масштабной проблемой в ближайшие десять лет.

Чубайс таким образом отреагировал на вчерашнюю публикацию концепции развития водородной энергетики в РФ, предполагающей создание в стране к 2035 году нового промышленного кластера, работающего на национальной материальной базе.

Фактической целью программы является не борьба с изменением климата – практика показывает, что человеческие знания по изменениям на планете, идущим в течение сотен миллионов лет, пока не точны, а адаптация к западному энергетическому тренду.  

Основой экспорта и бюджетных доходов РФ являются углеводороды, данный сектор занимает львиную часть российской экономики, поэтому любые изменения в энергетической стратегии Запада больно бьют по отечественному развитию.

Страны ЕС являются главным направлением сбыта российских угля, нефти и газа, поэтому углеродный налог и другие нововведения являются для Москвы риском. С этим и связано появление в России концепции развития национальной водородной энергетики.

Суть концепции заключается в производстве «голубого» водорода путем переработки метана (природного газа) и создании для этого новых производств и кластеров, чтобы процесс осуществлялся на российском оборудовании и давал экономике технологический прогресс. Россия хочет использовать водородную тему для модернизации экономики, раз уж в Евросоюзе так рьяно взялись за климат.

Чубайс трактует эти события «по-западному», это и неудивительно, учитывая его бэкграунд, но в этом и заключается смысл его назначения. Чубайс воспринимается на Западе как «свой», как человек, проведший в РФ «правильные преобразования». Из-за этого его голос будет услышан, РФ не только не против сотрудничества с Западом по климатическим вопросам, но и заинтересована в них.

Более этого, это шанс на восстановление отношений РФ и Запада и создание новой базы для двухстороннего сотрудничества.  

Кремль и Белый дом ведут диалог по климатическим вопросам

«В данной истории имеются несколько факторов. В руководстве страны воспринимают климатическую тему как одну из возможностей налаживания сотрудничества с Западом. Свидетельством этого является то обстоятельство, что первый контакт между Владимиром Путиным и Джо Байденом был посвящен климатическому направлению», - констатирует Перов.

В ходе последующего общения Кремля и Белого дома климатический вопрос также постоянно поднимался. Это логично – смена президентов в США стала одним из драйверов быстрого развития направления альтернативной энергетики.

В предвыборной программе Байдена заложено выделение 2 млрд долларов за 4 года на развитие «зеленой» энергетики.

С Байденом связан термин Green New Deal, означающий преобразование американской экономики на новых энергетических принципах и при вмешательстве государства. Отсылка на это видна в названии – New Green называлась программа Франклина Рузвельта.

«Можно вспомнить разговор спецпредставителя президента США по вопросам климата Джона Керри (госсекретарь при Обаме) с российскими официальными лицами. Только с назначением Керри в Белом доме появилась такая должность», - заключает Перов.  

РФ нужно взаимное признание с Западом низкоуглеродных программ

Тема климата находится в российско-американских отношениях на первых ролях, но нельзя забывать про экономику.

«14 июля 2021 года были опубликованы параметры трансграничного углеродного регулирования Еврокомиссии. Российские климатические лоббисты давно говорят о том, что мир меняется, а правила игры на планете подстраиваются под низкоуглеродный тренд, и в этом есть большие возможности, чтобы РФ смогла отстоять собственные экономические интересы», - резюмирует Перов.

Идея является крайне простой – не платить России углеродный налог, а создать собственную систему низкоуглеродной энергетики.

«Сегодня основная проблематика вокруг низкоуглеродной энергетики заключается в вопросе, кто будет в РФ отвечать за регулирование. Именно с этим связан новый раунд публичной активности Чубайса», - констатирует Перов.

Чубайс много выступал в прошлом году, затем ушел в тень, а теперь у него снова началась фаза громких заявлений.

«Данный политик видит себя в качестве посредника между Западом и Россией. Москва выстраивает низкоуглеродную энергетику, а Чубайс ведет переговоры по данному вопросу с Западом, чтобы там приняли наши правила», - констатирует Перов.

В концепции углеродного налога много формальностей, поэтому нам необходимо двустороннее признание подходов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики