Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин и Меркель согласовали дорожную карту по транзиту газа через Украину

Путин и Меркель согласовали дорожную карту по транзиту газа через Украину

Новое газотранспортное соглашение с Украиной должно устраивать все стороны, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.  

РФ согласилась на продление транзита через Украину

Президент РФ Владимир Путин после переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель заявил, что Москва после 2024 года готова сохранить транзит газа через Украину, объем и сроки контракта будут зависеть от потребностей ЕС.

В совместном заявлении США и ФРГ по Украине и энергетической безопасности Европы обозначено продление газотранспортного соглашения 2019 года еще на десять лет – до 2034 года – и стоит обязательство Берлина начать переговоры до 1 сентября 2021 года.

Вчера Германия назначила официального уполномоченного по транзиту газа через Украину, им стал Георг фон Вальдерзее.

Москва не считает совместное заявление США и ФРГ обязывающим документом, но готова обсуждать продление транзита газа через Украину. Путин не раз высказывался подобным образом, поэтому в его заявлении нет новаций.

Газотранспортное соглашение 2019 года не выгодно России. «Газпром» подписал его из-за задержки со строительством «Северного потока – 2», введения американских санкций и отказа от трубоукладочных работ швейцарской компании Allseas.

Транзит газа через Украину стоит дороже не только «Северного потока – 1», но и польского маршрута, а дополнительное бронирование мощностей выходит накладней базовой ставки в 1,2 млрд долларов за 110 млн кубов поставок газа в день, или 1,2 млрд кубов газа в год.  

Россия пойдет только на выгодные условия

«Договор – это предмет непротивления двух сторон, предмет компромисса. Полагаю, что в результате встречи Путина и Меркель появится дорожная карта для проведения переговоров по транзиту газа через Украину», – заключает Гривач.

Результативность таких переговоров отчасти зависит от востребованности российского газа на европейском рынке.

«Будут ли Еврокомиссией чиниться искусственные препятствия как для российского газа, так и для газового рынка, вводиться регуляторные неконкурентные ограничения, но сегодня диспозиция для нас очень хорошая», – резюмирует Гривач.

Евросоюз постепенно отказывается от угля: во всех странах, кроме Польши, приняты соответствующие нормативные решения.

«Германия в 2022 году закроет последние АЭС, генерацию с которых нужно будет заместить новыми источниками энергии, а основным видом топлива здесь выступает природный газ. Ситуация создает возможности для того, чтобы украинский транзит был востребован как коммерческий маршрут, а не в виде политической сделки в поддержку Украины», – констатирует Гривач.  

Для того чтобы украинское газотранспортное направление эффективно работало, Европе стоит поддержать Киев дополнительным спросом.

«Не должно быть каких-то обязанностей и гарантий по транзиту только потому что это Украина. Новое соглашение должно быть выгодно всем участвующим в переговорном процессе сторонам», – заключает Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 20.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики