Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третий энергопакет вернулся в ЕС газовым бумерангом

Третий энергопакет вернулся в ЕС газовым бумерангом

Евросоюз продолжает политизировать тему поставок российских энергоресурсов, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.  

РФ не уверена в надежности Европы

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что у Москвы подорвано доверие ко многим европейским партнерам в сфере энергетики.

Лавров обратил внимание на газовую директиву ЕС, которая в 2019 году была принята Брюсселем для того, чтобы «Северный поток – 2» попал под нормы Третьего энергопакета, документа, созданного, в том числе, против «Северного потока – 1».

Смысл Третьего энергопакета заключается в разделении поставщика и транзитера газа. Европейцы формально так борются с монополизмом, а в реальности – против компании «Газпром», которая в России обладает исключительными правами на газовый экспорт.

Если компания осуществляет поставки и владеет газопроводными мощностями, то она должна оставлять 50% сторонним поставщикам, но в случае «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2» этим поставщиком может быть только «Газпром», и это в ЕС отлично понимают.

Благодаря этому документу поставки через «Северный поток – 1» находятся под ограничениями, и это снижает рентабельность проекта. Главной целью применения Третьего энергопакета против России является уменьшение прибыли компании «Газпром».  

В Третьем энергопакете оговаривались газопроводы, «приходящие в Европу», поэтому «Северный поток – 2» было решено закончить вне территориальных вод ФРГ и протянуть к нему мощности, которые с юридической точки зрения являются немецкими.

Чтобы этому воспрепятствовать, в Брюсселе посредством Дании создали проволочки для «Северного потока – 2», из-за которых строительство проекта было задержано. Затем ЕС выпустил газовую директиву, распространявшую на проект действие Третьего энергопакета.

Все было подстроено так, чтобы строительные работы не завершились к концу 2019 года. Европейский тренд поддержала администрация США Дональда Трампа, введя экстерриториальные санкции против компаний, участвующих в «Северном потоке – 2».

В 2021 году это вышло европейцам боком благодаря резкому росту газовых цен – если бы не было проволочек с «Северным потоком – 2», то сегодня бы отсутствовали проблемы с поставками газа в ЕС. Газовый рынок Европы напоролся на то, за что «боролся» Брюссель.

Последней новостью на газовую тему является успех польской апелляции по режиму газопровода Opal.  

Лавров крайне негативно оценил газовую директиву ЕС в интервью венгерскому изданию Magyar Nemzet, отметив, что ограничения ЕС принял в последний момент, когда основные инвестиции в «Северный поток – 2» были сделаны.

«Был нанесен удар по одному из фундаментальных принципов рыночных отношений – защите прав добросовестного инвестора. Конечно, это нам не прибавило уверенности в надежности европейских партнеров», - утверждает Лавров.

Россия никогда не давала поводов усомниться в надежности как поставщика сырья, снять остроту может только отказ европейских партнеров от политизации торгово-экономического сотрудничества с ЕС, мяч здесь находится на стороне Брюсселя.

Москва поставляет на рынок ЕС многие энергоресурсы – газ, нефть, уголь, нефтепродукты и электричество, но политизации подвергается только газовый рынок во многом из-за фактора газопроводов, от которых получают доход страны Восточной Европы.

Деньги здесь не самые большие, но газовая дискуссия позволяет таким странам, как Украина и Польша, почувствовать себя силами в Европе.  

ЕС давит на российский энергоэкспорт

«История здесь долгая – внешняя политика действительно отражается на сфере энергетического сотрудничества. Энергоресурсы и в первую очередь газ признаны на уровне Евросоюза – есть соответствующие доклады, исследования, мнения официальных лиц. Москва якобы использует энергетику в качестве политического оружия», - заключает Перов.

Именно из-за этого в совместном заявлении США и ФРГ появился о пассаж о недопустимости применения Россией темы «Северного потока – 2» и газа в качестве энергетического оружия, этот тезис основан на хорошо взбодренной почве.

«На основании этого делается вывод, что энергетическую зависимость от РФ необходимо сокращать», - констатирует Перов.

Однако события 2021 года подтвердили, что это в краткосрочной перспективе невозможно. Европа увеличила закупки угля в России, а нежелание «Газпрома» транзитировать большие объемы газа через Польшу и Украину обвалило европейские цены.

С нефтью дела проще – мировой рынок этого сырья деполитизирован по причине глобального характера. РФ поставляет нефть в Европу не только нефтепроводом «Дружба», но и танкерами, а система взаимозачетов мировых игроков нивелирует политический фактор.

«В последние годы с политизацией темы энергетики в ЕС ничего не изменилось, нет смягчающих факторов со стороны Европы, так что то, что сказал Лавров, является закономерной констатацией реальности», - резюмирует Перов

Об этом давно говорится, данной истории больше десятка лет, а украинский кризис только подлил масла в огонь.

Давление ЕС на российский газовый экспорт носит жесткий характер, теперь ему в помощь пришли углеродный налог и водородное направление – новые мифы европейской энергетики, существующие пока только в информационном пространстве.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 23.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики