Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сырьевой парадокс

Сырьевой парадокс

В конце сентября сразу несколько российских компаний могут подписать контракты с китайскими партнерами. «Роснефть» планирует строить НПЗ совместно с китайцами, ЛУКОЙЛ рассчитывает начать поставки нефтепродуктов в Китай. На днях торговую компанию в Китае открыл «Сибур»…

С одной стороны, все эти проекты выглядят красиво: казалось бы, мы гоним не сырую нефть, а поставляем нефтепродукты в Китай, но… Давайте посмотрим с другой стороны. Мы что, построили продуктопровод в Поднебесную? Нет, мы построили нефтепровод. То есть мы по-прежнему гоним сырую нефть. Вот в конце сентября будет сварен последний шов в нефтепроводе из России в Китай через Сковордино. Российская труба окончательно дойдет до китайской границы. Китай тоже уже достраивает свой участок. И все — считайте, что уже через несколько недель мы будем соединены трубой — нефтепроводом. Получается, что, если бы действительно была эта идея «давайте, будем поставлять Китаю нефтепродукты», строили бы совершенно иную трубу. Но весь расчет именно на поставки сырой нефти!

Что делает «Роснефть»? Она строит завод в Китае, т. е. фактически уже в конце этой трубы. Может быть, с точки зрения экономики компании, в этом есть какой-то смысл, но вот с точки зрения российского бюджета, смысла в этом нет никакого. Получается, что мы все равно продолжаем гнать сырую нефть, а переработку оставляем в КНР! Вся прибыль от переработки и производства бензина и прочих видов топлива высокого передела будет оставаться в Китае. Более того, наше правительство говорит о том, что нам необходимо развивать собственную переработку. Проходят особые совещания, а проекты по строительству нефтепроводов реализуются на территории других государств. В чем здесь смысл? Понять совершенно невозможно. Я считаю, что, если бы «Роснефть» действительно думала об интересах страны в целом, то идея строить завод на территории Китая не возникла бы.

Кстати, отмечу, что есть идея построить завод по переработке на территории России в конце второй ветки этого маршрута — в районе бухты Казьмино. Но этот-то проект не реализуется! Почему завод в КНР строится быстрее, чем запланированный завод на российской территории? А завод, который принадлежит «Роснефти», в Комсомольске-на-Амуре? Где объявленная модернизация? Почему этого всего не происходит? Почему на словах мы слышим обещания строить новые мощности по переработке, а в реальности компании начинают их строить на другой территории? Это странная политика и странный подход к делу.

Что касается намерений ЛУКОЙЛа поставлять в КНР нефтепродукты, с одной стороны, да, компания вкладывает деньги в переработку. С другой стороны, понятно, что никакой серьезной поставки на китайский рынок пока не будет. Логистика вся была сделана, повторюсь, под поставки сырой нефти. Никто не думал, что мы сперва будем перерабатывать, а потом уже поставлять туда продукты переработки. Не смотря на то, что компания ЛУКОЙЛ — один из лидеров в российской нефтепереработке, она с удовольствием покупает нефтеперерабатывающие заводы за рубежом, не гнушается такой политики. Государство на это смотрит спокойно: ладно, ребята, покупайте. Так, может, прекратить все эти разговоры на тему развития российской нефтепереработки? «Роснефть», например, просит очередные экспортные льготы по Ванкору. Вице-премьер Игорь Сечин лоббирует выделение новых пошлин для Ванкорского и других проектов «Роснефти». При этом деньги на строительство завода в Китае у компании есть, а на то, чтобы заплатить в бюджет экспортные пошлины — нет. Логика, мне кажется, достаточно кривая. Выходит, что государство должно дотировать поставки сырой нефти в Китай, при том что «Роснефть» на заработанные деньги осуществляет строительство НПЗ на территории КНР. Мягко говоря, странно, какой-то сырьевой парадокс…

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: ChinaPRO, 27.09.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики