Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая директива оказалась сильнее

Газовая директива оказалась сильнее

К каким последствиям для проекта «Северный поток-2» приведет решение суда Дюссельдорфа

«Северный поток-2» проиграл суд по газовой директиве. Труба в итоге может быть заполнена только наполовину. Суд Дюссельдорфа отклонил иск оператора проекта, дочерней компании «Газпрома», на решение Федерального сетевого агентства Германии. «Северный поток-2» не освобожден от норм газовой директивы Евросоюза. Согласно правилам, одна компания не может поставлять и транспортировать газ в ЕС. Это означает, что оператор проекта должен быть независим от «Газпрома», а труба может быть заполнена только наполовину.

«Северный поток-2» могли освободить от норм директивы, но только если бы газопровод достроили до 23 мая 2019 года. В суде «Газпром» настаивал, что все расходы были оплачены вовремя, а физически строительство затянулось из-за санкций. Чем решение суда грозит проекту? Ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович отмечает, что у «Газпрома» остаются варианты обойти директиву:

«Нужно получить сертификат как независимого оператора, тогда Третий энергопакет будут применять к Nord Stream 2. Но этот независимый оператор сможет прокачивать газ, потому что будет отдельная от "Газпрома" компания. "Северный поток-2" принадлежит "Газпрому", но между бюрократиями двух компаний будет китайская стена, и они будет условно независимы. Это такая, может быть, контринтуитивная вещь, но в праве Европейского союза она допустима. "Газпром" уже подал заявку. Если же ему опять откажут, то тут тоже есть развилка: один из вариантов — создавать виртуальный хаб в Балтийском море, чтобы газ прокачивался до Германии уже не только "Газпромом", но какими-то покупателями.

Еще есть вариант либерализовать законодательство России, чтобы экспортом мог заниматься не только "Газпром", но и кто-то еще.

Понятно, что "Новатэк" с "Роснефтью" были бы рады. Условно могла бы быть создана какая-то компания, которая бы производила экспорт, но при поддержке немецких властей. Здесь тоже нужно понимать, какой будет политическая обстановка в Германии после выборов. Варианты есть, но все затягивается, и опыт показывает, что антимонопольная работа может длиться многие годы.

Объективно Германии и другим ключевым странам проект выгоден, просто этот вопрос решится не за секунду. Плюс, все-таки если Европейский союз будет очень последовательным в вопросе загрузки "Северного потока-2" на полную мощность, тогда цены на газ в Европе, которые сейчас достаточно высокие — $500 и выше за тысячу кубов, будут расти и дальше. Насколько это опять же нужно немецкой промышленности? Будут ли они оказывать лоббистское давление на немецкие власти? Скорее всего, да, потому что стоимость и так высокая. Даже эта ожидаемая новость, и то вызвала рост цен на газ».

На прошлой неделе президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель провели переговоры в Москве. На встрече обсуждалось и будущее «Северного потока-2». Именно от политических решений и зависит то, когда газопровод будет полностью задействован, отмечает заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков: «Какие обещания Владимир Путин дал Ангеле Меркель во время встречи? Германии , во всяком случае, прежнему правительству, которое уходит в сентябре, нужно, чтобы газ продолжал идти через Украину, чтобы Киев полностью не лишался транзита в результате запуска "Северного потока-2".

Если такая же позиция у Германии сохранится и при новом правительстве, то немцы сделают какой-то механизм, который позволит загрузить "Северный поток-2" на полную мощность. Но это будет небезусловно — например, 50% оговорят какие-то моменты, чтобы если что они могли повлиять на "Газпром", тем самым вынудив его продлить контракт. У России должна быть противоположная логика, что только если Германия даст им безусловное право прокачки, они продлят контракт.

Я думаю, что Россия будет затягивать решение этого вопроса, потому что, возможно, в 2024 году сложится такая ситуация, когда эта проблема сама собой решится.

Есть еще вопрос с технической сертификацией, то есть нужно, чтобы какая-то компания пришла и проверила трубу, сказала, что она построена нормально, и газ не протечет в Балтийское море. Сейчас это сделать очень сложно из-за санкций США. Те люди, с которыми я общался, восприняли заявление в ходе переговоров Ангелы Меркель и Джозефа Байдена в июле таким образом, что Штаты сделают исключение для той компании, которая произведет техническую сертификацию. Официально это не было никем сказано. Если это тем не менее так, техническая сертификация может быть проведена очень быстро, труба заработает в октябре, при этом она может быть загружена полностью».

Оператор проекта Nord Stream 2 AG заявил, что решение суда Дюссельдорфа показывает дискриминирующий характер газовых норм в Евросоюзе. «Северный поток-2» завершен на 99%. Трубоукладчикам остается достроить около 13 км газопровода.

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 25.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики