Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит газа через Украину зависит от решений ЕС по Opal и «Северному потоку – 2»

Транзит газа через Украину зависит от решений ЕС по Opal и «Северному потоку – 2»

Газовые гарантии Украине нам невыгодны, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Украина продолжает борьбу с «Северным потоком – 2»

Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что Украина будет настаивать на санкциях против «Северного потока – 2» в том случае, если Bundesnetzwerk (Федеральные сети ФРГ) сертифицирует Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора.

Украинский чиновник считает признание компании независимым оператором «Северного потока – 2» в юрисдикции ЕС невозможным и противоречащим договоренностям, закрепленным в совместном заявлении США и ФРГ по Украине и энергобезопасности Европы. Однако про это в заявлении Вашингтона и Берлина ничего не написано, да и в остальном Витренко игнорирует факты, существующие по проблеме «Северного потока – 2».

Дюссельдорфский суд отказал Nord Stream 2 AG в жалобе на решение Bundesnetzwerk о подотчетности «Северного потока – 2» нормам Третьего энергопакета, но власти Германии могут закрыть вопрос, придав компании-оператору независимый статус. 

 

Вопрос будет решаться в Bundesnetzwerk. Если ведомство придаст Nord Stream 2 AG самостоятельный статус, то эта швейцарская структура не будет ассоциироваться с главным акционером – ПАО «Газпром», а «Северный поток – 2» начнет соответствовать Третьему энергопакету.

Основным требованием законодательства ЕС является разделение поставщиков и транзитеров газа. Если Nord Stream 2 AG сертифицируют как независимую компанию, то это условие будет выполнено. Данное решение соответствует реальности, но тема политизирована, из-за этого сложно рассчитывать на справедливый исход, поскольку немецкие ведомства опасаются давления ЕС и США.

Вопрос важный и интересный, но он не имеет отношения к интересам Киева. Украинский газотранспортный транзит гарантирован соглашением 2019 года, и до 2024 года Киев будет получать 1,2 млрд долларов транзитных платежей, а дальше все зависит от успеха переговоров.

РФ не против транзита через Украину, но готова осуществлять его только на выгодных коммерческих условиях, а для этого сторонам нужно найти компромисс. Санкционная риторика Витренко показывает, что Украина является главным препятствием. 

 

Россия не должна давать гарантии Украине

««Северный поток – 2» и другие газопроводы, построенные вокруг Украины, привели к тому, что Киев лишился значительной части транзита. Есть еще «Голубой поток», «Турецкий поток» и «Северный поток – 1»», – констатирует Митрахович.

На пике РФ поставляла через Украину свыше 140 млрд кубов газа, в 2017 году показатель сократился до 94 млрд кубов газа, а в 2020-м – до 55,8 млрд кубов. Одновременно закупки сырья в ЕС серьезно выросли по сравнению с эпохой транзитного доминирования Украины.

Отказываться от украинского транзита Россия не будет, но даже гарантированные 40 млрд кубов прокачки – это уже много для «Газпрома».

«Украина действительно теряет деньги из-за того, что транзит газа идет в обход ее территории. Утратит ли она транзит полностью? Здесь много моментов. Например, если давление в украинской ГТС упадет ниже определенного уровня, то перестанет работать как эта инфраструктура, так и доставка сырья потребителям. В случае сокращения транзита придется вкладывать огромные деньги в снабжение или отключение потребителей. Это огромная проблема для Украины, и лучше бы в «Нафтогазе» поработали над ее решением», – заключает Митрахович.

Дальнейшее развитие событий зависит от обстоятельств: в РФ начались разговоры о возможности создания консорциума с Украиной.

«Предлагается в консорциум пригласить крупных представителей западного бизнеса, чтобы те им управляли. Упоминается кандидатура Райнера Зееле – бывшего главы Wintershall, современного руководителя OMV», – резюмирует Митрахович.

Здесь действует совокупность причин, играющая против выдачи газотранспортных гарантий украинской стороне.

«Если мы дадим Украине гарантии по продлению транзита газа через украинскую ГТС после 2024 года, то контрагенты сразу спросят, зачем РФ запуск «Северного потока – 2» на полную мощность и вывод его из-под Третьего энергопакета», – констатирует Митрахович.

Проблемы взаимосвязаны, и только их комплексное решение даст устраивающий стороны компромисс.

«Опасно давать Украине гарантии без учета ограничений в отношении газопроводов Opal и «Северный поток – 2». Есть и экономический вопрос: мы не знаем точно, какой спрос на газ будет на энергетическом рынке ЕС», – заключает Митрахович.

В ЕС существует тенденция по закрытию атомных и угольных станций, а также по выводу из эксплуатации собственных газовых месторождений типа Гронингена в Нидерландах, но высокие цены на сырье ограничивают реализацию «зеленой» энергостратегии.

«Если даже спрос в Европе на импортный газ будет расти, Россия может поставлять газ разными способами. «Газпром» не очень доволен проектами «Новатэка», которые отнимают часть рынка, но в перспективе это будет работать. Есть сырье с «Ямал-СПГ», будет с «Арктик СПГ-2» и с «Обского ГХК», а «Газпром» также строит большой газохимический проект в Усть-Луге», – констатирует Митрахович.

У РФ много вариантов, и на Украине свет клином точно не сошелся.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 26.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики