Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газпром приземлили в Балтийском море

Газпром приземлили в Балтийском море

Суд в Германии располовинил «Северный поток-2»

Высший земельный суд Дюссельдорфа отклонил жалобу оператора «Северного потока-2» — Nord Stream AG на решение немецкого регулятора не выводить проект из-под действия газовой директивы Евросоюза, сообщает РИА Новости со ссылкой на Bloomberg.

Как заявили в Газпроме", компания по-прежнему не согласна с такой позицией и вскоре объявит о дальнейших действиях.

«Отклонение заявки <…> об исключении демонстрирует дискриминирующее влияние измененной газовой директивы ЕС. На дату вступления изменений в силу 23 мая 2019 года газопровод был завершен с точки зрения финансового обеспечения. Основываясь на действовавшей в то время правовой базе, компания совершила инвестиции в размере нескольких миллиардов евро задолго до того, как Европейская комиссия объявила о своем плане внести поправки», — отмечается в заявлении компании.

Речь идет о правиле, согласно которому нормы Третьего энергопакета применяются к трубопроводам, достроенным до 23 мая 2019 года. Согласно нормам, входящий в территорию ЕС трубопровод либо частично заполняется альтернативным поставщиком, либо его фрагмент на территории союза должен принадлежать сторонней компании. 

— В 2019 г. Евросоюз внес поправки в газовую директиву, распространив антимонопольное законодательство на морские газопроводы из третьих стран, — разъясняет ситуацию ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Фактически это были санкции против «Северного потока-2». Но открыто назвать это действие санкциями ЕС испугался, так как не хотел получить ответ от России. Причем юридическая служба Еврокомиссии дважды давала отрицательное заключение на законопроект: распространение своего законодательства на морские газопроводы приводит к попыткам распространить свою юрисдикцию на другие страны. Ведь «СП-2» берет свое начало в российских водах и ограничение его загрузки произойдет в итоге и в России. Но противники «СП-2» все равно пролоббировали подобное решение.

Чтобы и «Северный поток-1» не попал под новое регулирование, Германия приняла решение, что под новый закон попадут только газопроводы, которые не готовы к маю 2019 года. В итоге Газпром доказывает, что «готов», это когда выделено все финансирование, а вопрос достройки — чисто технический, ведь деньги уже собрали, значит точно достроят. Но суд и немецкий регулятор заявили, что «готов», это когда достроен и введен в эксплуатацию. Так что изначально у Газпрома было мало шансов выиграть этот спор, хотя он пытался использовать зацепку с терминами.

Конечно применение газовой директивы к «СП-2» абсурдно. Ведь газовая директива — это комплекс антимонопольных законов, которые должны развивать конкуренцию. А тут получается, что из России экспорт трубопроводного газа по закону может осуществлять только Газпром, по пути следования «СП-2» в него никакой другой газопровод не врезается, а значит, конкуренция не может возникнуть даже теоретически. Кроме того, европейские законы действуют только в ЕС. А ЕС начинается в 12 милях от берега Германии. Поэтому речь идет о правилах функционирования только 12 мильного участка газопровода.

Нынешнее решение суда было ожидаемо еще и потому, что в рамках соглашения Германии и США было указано, что Германия будет следить за выполнением Третьего энергопакета в отношении «СП-2». Т.е. фактически мы видим размен: США не препятствуют достройке и вводу в эксплуатацию «СП-2», а Германия не дает вывести «СП-2» из-под антимонопольного регулирования ЕС. Но далее газопровод все равно можно будет загрузить на 100%. Ведь речь идет не о том, что вообще газопровод не сможет работать на полную мощность, а о том, что один поставщик не сможет загрузить его более чем на 50%.

Теперь Газпрому придется договариваться с потребителями о переносе точек сдачи-приемки, чтобы, начиная с 12 мили от берегов Германии газ прокачивался как газпромовский (27,5 млрд. куб. м. в год), так и газ, принадлежащий европейским покупателям (еще 27,5 млрд. куб. м.) Также для этого последнего небольшого участка нужно будет утвердить оператора. Но этом меньшее из зол, так как право собственности на трубу останется у Газпрома.

— Мне трудно сказать, чьими интересам руководствовались немецкий регулятор и суд в Дюссельдорфе, — говорит эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Но это решение было вполне ожидаемым. Обновленную Газовую директиву ЕС для того и принимали, чтобы ограничить «Северный поток-2» — исключительно для этого. И в адрес Германии неоднократно звучали угрозы, что попытки обойти нормы Третьего энергопакета дорого ей обойдутся. Кстати, в «джентльменском соглашении» Байдена и Меркель тоже говорилось, что ФРГ обязуется эти нормы выполнять.

«СП»: — Кто прав юридически. По мнению Газпрома, на дату вступления изменений в силу 23 мая 2019 года газопровод был завершен с точки зрения финансового обеспечения. Так ли это?

— Закон — что дышло. Конечно, по факту к 23 мая 2019 года газопровод достроен не был (он и сейчас еще не достроен). Но здесь возникает вопрос, что такое завершение проекта. Если под завершением понимать окончательное инвестиционное решение, то «Северный поток-2», конечно, нужно вывести из-под норм Третьего энергопакета. Так что каждая сторона по-своему права. В любом случае, речь идет о политизированных поправках в европейское законодательство, которые принимались с прицелом на «Северный поток-2». Здесь-то как раз двух мнений быть не может.

«СП»: — Чем думали немцы, соглашаясь с этой датой? Не понимали, что достройке могут помешать? Почему не могут теперь ее подвинуть?

— У немцев руки тоже были связаны. Решение ведь принималось на уровне Евросоюза, а потом от Германии потребовали имплементировать его в национальное законодательство.

Возможно, искусственное ограничение «Северного потока- 2"тогда рассматривалось как уступка, за которую Трамп позволит достроить газопровод. Но экс-президент США этот пас не принял… Теперь уже трудно что-то двигать или пересматривать. Германия нарвется на шквал критики, международное давление, новые суды и т. д.

«СП»: — Каковы шансы Газпрома на дальнейшие апелляции?

— Думаю, шансы невелики. Европейская Фемида вообще не очень благоволит Газпрому. Надо искать другие способы выйти из положения.

«СП»: — Что, если ничего не выйдет? Обновленные правила гласят, что входящий в территорию ЕС трубопровод либо частично заполняется альтернативным поставщиком, либо его фрагмент на территории союза должен принадлежать сторонней компании. Как это будет выглядеть на практике?

— Есть вариант, при котором немцы зарегистрируют Nors Stream 2 AG в качестве независимого оператора газопровода, и тогда, по идее, «Северный поток-2» можно будет загрузить на максимум. Но я не уверен, что это произойдет. Не очень-то независима от Газпрома компания, которая является «дочкой» этого Газпрома.

Какие еще есть варианты? Может, система аукционов заработает. 50% мощностей, зарезервированных для альтернативных поставщиков, тот же Газпром будет выкупать на аукционах, где он будет единственным участником торгов. Но противники «Северного потока-2» в любом случае посчитают это незаконным.

«СП»: — Чего сейчас будут добиваться противники проекта, когда он почти достроен? Сокращения доли Газпрома? Сохранение украинского транзита? Что им еще нужно?

— Задачу-максимум они не выполнили (трубу все-таки достроят). Поэтому остаются менее амбициозные цели. Во-первых, искусственно ограничить пропускную способность «Северного потока-2» (всеми правдами и неправдами сделать так, чтобы Газпром мог использовать его только наполовину). Во-вторых, «запереть» Россию на украинском транзите — заставить её подписать долгосрочный контракт с солидными объемами прокачки. В-третьих, способствовать уменьшению доли газа в общем энергобалансе Европы. Ведь при реализации «зеленой сделки» ЕС газ может стать еще более востребованным видом топлива — его будут активнее использовать вместо «грязного» угля. Кстати, это был бы идеальный выход из сложившегося положения: Россия использует все обходные потоки, да еще и украинской ГТС оставляет хорошие объемы. И все довольны.

«СП»: — Какие еще препятствия могут учинить противники проекта?

— Не думаю, что мы увидим что-то новое. Все аргументы уже озвучены, все карты раскрыты. Партия подходит к концу.

«СП»: — Кстати, о «зеленой сделке». Меркель заявила об отказе от газа к 2045 году. Реально ли это? Или срок сдвинут? Кому больше обращено это заявление (нам или Украине) и с какой целью?

— К Украине, разумеется. Обратите внимания: в качестве «утешительного приза» Киеву тоже предлагают инвестиции в зеленую энергетику. Дескать, зачем вообще вам нужен этот газ? Не надо его ни транспортировать, ни потреблять. И обходные «потоки», и украинская ГТС в перспективе стану невостребованными — посыл такой. Но только украинская ГТС, видимо, станет невостребованной значительно раньше.

С другой стороны, «зеленая сделка» ЕС — это реальность, с которой нужно считаться. Европа четко держит курс на отказ от ископаемого топлива. В первую очередь это касается угля, но и до газа дело со временем дойдет.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 26.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики