Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай отбирает российскую нефть у Европы

Китай отбирает российскую нефть у Европы

Строительство российско-китайского нефтепровода завершено: символическая церемония завершения строительства нефтяной трубы прошла в Доме народных собраний в центре Пекина. Как отмечают эксперты ER.RU, событие это будет значимым, если России удастся продавать Китаю нефть с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. В противном случае, Россия сама себя лишит более выгодного европейского рынка.

Президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао в понедельник, 27 сентября, объявили о завершении строительства российско-китайского нефтепровода. Символическая церемония завершения строительства нефтяной трубы прошла в Доме народных собраний в центре Пекина, пишет ИТАР-ТАСС. Руководителям двух стран в режиме реального времени продемонстрировали, что происходит на российском и китайском участке.

«Все объекты нефтепровода полностью подготовлен к эксплуатации», – с российской стороны Амура заявил генеральный директор компании «Востокнефтепровод» Виктор Бронников. С китайской стороны - из Дацина - о готовности к завершению строительства сообщил директор проекта CNPC У Хун: «Сварка последнего стыка нефтепровода Россия-Китай завешена, прошу отдать приказ на полное завершение строительства».

Лидеры нажали символическую кнопку, ознаменовав завершение строительства нефтепровода.

«Церемония запуска нефтепровода: на экране китайские сварщики заканчивали работу «на глазах у изумленной публики», – прокомментировал это событие у себя в Твиттере помощник президента России Аркадий Дворкович.

Ожидается, что поставки нефти по новой ветке начнутся с января 2011 года. Однако, как заявил в комментарии ER.RU глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, пуск нефтепровода до Китая – событие не однозначное. «С одной стороны, да, мы получили выход на перспективный и достаточно интересный рынок, но с другой стороны, проблема России связана не с тем, что у нас наблюдается нехватка новых рынков по сбыту нефти, а в том, что у нас, к сожалению, весьма сомнительные перспективы роста добычи нефти. Новый нефтепровод – это, конечно, значимый структурный проект, который позволит осуществлять поставки на новый рынок Китая, куда до этого мы поставляли нефть только по железной дороге. С другой стороны, сейчас, когда завершено строительство российско-китайского нефтепровода, надо все-таки вернуться к изначально значимой теме, а именно, какими темпами у нас развивается добыча нефти на Востоке», – считает эксперт.

Как отметил Симонов, сейчас самое главное, чтобы нефть в Китай поставлялась с месторождений Восточной Сибири: «Для меня принципиальный момент, чтобы поставки нефти в Китай осуществлялись с Дальнего Востока и Восточной Сибири. К сожалению, сейчас поставки осуществляются из Западной Сибири, которая является ресурсной базой поставок в Европу. Это немного пугает. Потому что мы говорим не о выходе новой нефти на новый рынок, а скорее о перенаправлении поставок в пользу Китая с более доходного европейского рынка».

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности, необходимо отказаться от планов строительства трубопроводов, которые связывают западную Сибирь с ВСТО (трубопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан»), и сосредоточиться на повышении добычи нефти на востоке страны.

Отвод от трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» на Китай строится в соответствии с контрактом между «Роснефтью», «Транснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), подписанным в феврале 2009 года. Нефтепровод тянется от населенного пункта Сковородино через приграничный Мохэ до китайского Дацина. В рамках договоренности китайская сторона предоставила российским компаниям кредит в 25 миллиардов долларов в обмен на гарантию поставок нефти по трубопроводу в течение 20 лет, с 2011 по 2030 годы, в объеме 15 миллионов тонн в год, напоминает ИТАР-ТАСС.

«В ноябре-декабре начнется закачка в нефтепровод технологической нефти – порядка 600 тысяч тонн. С января начнутся коммерческие поставки», – сообщил журналистам глава «Транснефти» Николай Токарев. Он напомнил, что имеющийся контракт подразумевает поставки ежегодно 15 млн тонн нефти из России в Китай. Однако Токарев не назвал общую цену контракта. «Цена на нефть постоянно меняется, контракт заключен на 20 лет, но в любом случае, это весьма серьезный объем», - отметил он.

Право собственности на нефтепровод от «Сковородино» до государственной границы с КНР (протяженностью 65,2 км), включая подводный переход через реку Амур на территории РФ, будет принадлежать уполномоченной организации российской стороны – АК «Транснефть».

Предполагается, что «Роснефть» и «Транснефть» получат от КНР кредиты в объеме 15 и 10 млрд долларов соответственно. Россия будет поставлять в Китай по ВСТО 15 млн тонн нефти ежегодно в течение 20 лет, начиная с 2011 года. По оценкам экспертов, при осуществлении подобных долгосрочных проектов на условиях опережающего кредитования устанавливаются специальные цены на поставляемые ресурсы, их размеры пока не обнародованы.

Китай - один из крупнейших в мире импортеров углеводородов. В декабре прошлого года Госкомитет КНР по делам реформы и развития сообщил, что уровень зависимости Китая от импорта нефти превысил 50 проц. Между тем, по мнению большинства экспертов отрасли, дальнейшее рост этого показателя может серьезно подорвать энергобезопасность страны, отмечает в своей публикации экономический еженедельник "Чжунго цзинцзи чжоукань".

Источник: ER.ru, 27.09.2010 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики