Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проблемы «Северного потока – 2» не приведут к отмене монополии «Газпрома»

Проблемы «Северного потока – 2» не приведут к отмене монополии «Газпрома»

РФ не пойдет на отмену монополии «Газпрома», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня», ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков

«Роснефть» претендует на монополию «Газпрома»

Глава «Роснефти» Игорь Сечин сделал запрос на имя президента РФ Владимира Путина разрешить его структуре экспортировать 10 млрд кубов газа в год через трубопроводные сети «Газпрома» на основе агентского соглашения.

«Газпром» обладает монополией на трубопроводный экспорт российского газа, а «Роснефть» давно пытается выйти на рынок, но ни одно из предложений компании, возглавляемой Сечиным, не приняли, а их было много, вплоть до разделения газового гиганта.

«Газпром» образован на базе Министерства газовой промышленности СССР, а его первым руководителем был Виктор Черномырдин, который с 1993 по 1998 год возглавлял Правительство РФ и помог усилению газового концерна. Компания сохранила не только первенство по добыче газа в России, но и газораспределительные мощности. Другие добывающие газ компании должны для экспорта продать сырье «Газпрому», исключением является СПГ-направление, где главная роль у «Новатэка».

Данный расклад сил многим в РФ не нравится: в «Роснефти» предлагали выделить из «Газпрома» газотранспортную компанию.

В письме Сечина, о котором сообщает «Коммерсантъ», предложена хитрая схема. Во-первых, «Роснефть» не ставит под вопрос монополию «Газпрома» и предлагает заключить с ним агентское соглашение, во-вторых, компания готова платить повышенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Заявленная цель – увеличение доходов федерального бюджета, но это риторический прием.

В 2017 году компания заключала соглашение на поставку 10 млрд газа через сети «Газпрома» с BP, но контракт не состоялся из-за несогласия Правительства РФ, а в 2021 году предложение повторено на фоне проблем «Северного потока – 2» с Третьим энергопакетом.

Если Федеральный суд ФРГ откажет Nord Stream 2 AG в просьбе считать «Северный поток – 2» законченным в момент совершения инвестиций, а Bundesnetzwerk (Федеральные сети ФРГ) не признает компанию-оператора независимой структурой, то этот маршрут ограничат в транзите на 50% нормами Третьего энергопакета, которые требуют разделения (анбандлинга) поставщика и транзитера газа.

Если разделение будет отсутствовать, то 50% мощностей должно остаться на долю сторонних поставщиков, которых в «Северном потоке – 2» нет.

Один из возможных выходов из ситуации – допуск к трубе третьих поставщиков в лице «Роснефти» и «Новатэка». Об этом варианте в РФ говорят давно, но Правительство РФ на него не идет. Письмо Сечина находится в русле данной концепции. 

Россия сохранит ставку на «Газпром»

«Компания «Роснефть» пытается воспользоваться ситуацией и делает это не в первый раз. Во время сделки с BP звучали такие же объемы – 10 млрд кубов газа. Компании Сечина тогда не удалось доказать президенту РФ, что это нужно делать: «Газпром» подтвердил, что клиенты, которым «Роснефть» собирается продавать газ, уже покупают сырье у России», – резюмирует Юшков.

Причина решения президента РФ и Правительства РФ лежит на поверхности: если разрешить российским компаниям свободно экспортировать газ, то они начнут конкурировать на европейском газовом рынке, а это приведет к снижению цен на сырье.

Не надо забывать про то, что европейцы нещепетильны в политике по РФ. Даже если Москва выполнит правила ЕС и пустит другие компании в «Северный поток – 2», то наши партнеры оперативно создадут новые препятствия для российского экспорта. Европейцы действительно хотели бы иметь дело не только с «Газпромом», но также основой их действий является антироссийская внешняя политика.

«Снижение цены на газ ударит по бюджету, поскольку от стоимости газа у нас высчитываются НДПИ и экспортная пошлина. Для РФ это не выгодно, поэтому «Газпром» продолжает сохранять газотранспортную монополию», – констатирует Юшков.

РФ либерализовала экспорт СПГ, и поставки «Новатэка» теперь конкурируют с российским трубопроводным газом в Европе. В 2020 году мы поставили на рынок ЕС 22 млн тонн, и, несмотря на заявления «Новатэка», существует конфликт интересов.

«Второй момент – загрузка «Северного потока – 2» на 80% или на 100% не приведет к увеличению экспорта российского газа в Европу. Сколько его продается, столько и будет продаваться, разница только в стоимости транзита. Если «Северный поток – 2» не будет загружен полностью, то объемы пойдут через украинскую ГТС или через газопровод «Ямал – Европа», – заключает Юшков.

Процент загрузки «Северного потока – 2» не будет влиять на сумму экспорта российского газа. Любая уступка «Роснефти» или другой компании пробьет брешь в экспортной монополии «Газпрома», а это обернется переформатированием российского газового рынка.

«История с предложением Сечина является примером внутрикорпоративной борьбы с РФ. Независимые производители газа хотят получить доступ к экспортной трубе из-за того, что сырье в Европе стоит дороже», – резюмирует Юшков.

«Газпром» построен на экспортной монополии, если компанию ее лишить, то сразу будет поставлен вопрос: а зачем она вообще нужна? Давно предлагается сделать в газовой отрасли то, что существует в нефтяной.

«Есть «Транснефть», осуществляющая транзит сырья, которое экспортируют через нее многие компании», – констатирует Юшков.

Только государство на это не пойдет, потому что существующая модель в современных условиях является оптимальной.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики