Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитики рассказали, как «Газпром» может обхитрить директиву ЕС с «Северным потоком — 2»

Аналитики рассказали, как «Газпром» может обхитрить директиву ЕС с «Северным потоком — 2»

Немецкие чиновники предложили «Газпрому» продать «Северный поток — 2», чтобы обойти Газовую директиву Евросоюза. Сейчас трубопровод имеет ограничение на прокачку голубого топлива — всего 50% из 55 млрд кубометров. Дальнейшие действия российской компании предсказали специалисты по энергетике Сергей Пикин и Игорь Юшков.

Чиновники из Германии выступили с предложением к «Газпрому» о продаже трубы «Северного потока — 2» другому сертифицированному оператору, пишет газета Frankfurter Allgemeine Zeitung. Это якобы позволит компании обойти Газовую директиву Евросоюза — документ, согласно которому из предложенных 55 млрд кубометров газа «СП-2» может качать только 27,5 млрд.

Может ли «Газпром» продать «Северный поток — 2», в интервью «ПолитЭксперту» рассказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Собеседник издания заявил, что никакого официального предложения российский топливный гигант не получал. Очередь на покупку газопровода, по словам Пикина, не стоит. Обойти Газовую директиву ЕС компания может двумя способами. Первый — смена собственника газопровода, который не будет связан с «Газпромом». Второй — изменение владельца газа, который будет реализовываться.

 

«Мы живем в капиталистическом мире, поэтому, если за газопровод предложат хорошую цену, всегда можно продать. Проект стоит 10 млрд. Дадут 20 млрд — продадим. Только никто не даст. Если же издание (газета Frankfurter Allgemeine Zeitung. — Прим. ред.) предложило схему: поменять права собственности на газопровод и якобы директива обойдется, то непристойно этим заниматься», — заявил Пикин.

 

Дальнейшие действия «Газпрома» по решению проблемы с директивой предсказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Собеседник издания отметил, что Газовая антимонопольная директива Евросоюза не обязывает компанию продавать свою трубу. Важно, чтобы оперативное управление осуществляла фирма, которая не будет подыгрывать одному из поставщиков.

Энергетик заявил, что, когда это законодательство внедрялось в практику, тогда в Европе «Газпром» хотел провести вертикальную интеграцию. Он скупал газотранспортную систему, трубопроводы, чтобы выйти на конечного потребителя. Антимонопольная служба Европы выразила несогласие с такими действиями и заявила, что управлять трубой поставщик не может. После заявления регулятора у топливного гиганта было несколько сценариев, как дойти до цели.

 

««Газпром» просто может нанять какую-то компанию, чтобы она управляла участком газопровода «СП-2». Так фирма может выполнить требования Евросоюза», — отметил Юшков.

 

Собеседник издания заявил, что самая большая проблема «Газпрома» — загрузить поток на полную мощность. Поскольку, согласно директиве, один поставщик-компания не может загрузить больше чем 50% мощности трубы. То есть «Газпром» построил газопровод на 55 млрд кубов, а может загрузить только половину — 27,5 млрд кубов. Сейчас, по словам Юшкова, в компании обсуждают, как с этим быть.

 

«Самый простой сценарий — получить исключение из этой Газовой директивы. В документе написано, что если соблюдение антимонопольного законодательства не приводит к созданию конкуренции на рынке, то, соответственно, можно получить исключение. «Газпром» пытается добиться соответствующего решения», — отметил собеседник издания.

 

Однако, как сказал энергетик, США и Германия в подписанном ранее соглашении договорились следить за действиями «Газпрома». Страны планируют не допускать получения подобных исключений.

 

«Если у «Газпрома» этого не получится сделать, то тогда, чтобы загрузить «Северный поток — 2» на полную мощность, половину газа надо будет продавать на входе на территорию ЕС. А Евросоюз начинается, по международным нормам, за 12 миль до берега одной из его стран. То есть за 12 миль до Германии начинается европейское регулирование», — заявил эксперт по энергетике.

 

По словам Юшкова, речь о том, чтобы отдать «СП-2» в регулирование какой-то другой компании, касается небольшого участка около ФРГ. О продаже всей газовой трубы речи не идет. Только об этом участке на территории ЕС.

 

«Скорее всего, «Газпром» передаст права собственности на часть газа в виртуальной точке на дне моря за 12 миль до берега. И тогда окажется, что по территории ЕС пойдет половина газа компании, а второй половиной будут владеть потребители уже. То есть будет просто поменяна исключительно точка сдачи-приемки газа», — заявил Юшков.

 

Сейчас в ЕС доставляют газ из Австрии, Германии, а теперь будут со дна Балтийского моря, отметил энергетик. Дальше европейские компании сами будут прокачивать. Просто «Газпрому» нужно будет давать им скидку на стоимость прокачки.

Источник: Политическая Экспертиза, 27.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики