Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Решение суда по делу Nord Stream 2 AG не помешает началу поставок газа в Европу в 2021 году

С. Митрахович: Решение суда по делу Nord Stream 2 AG не помешает началу поставок газа в Европу в 2021 году

Nord Stream 2 AG проиграла в суде дело о выводе "Северного потока-2" из-под норм ЕС. Компанию могут оштрафовать, если она не будет соответствовать нормам Евросоюза, однако на строительстве газопровода это не скажется. На отмену ограничений могут претендовать газопроводы, достроенные к 23 июля 2019 года. «Северный поток-2» не попадает под данное требование.

Как решение суда скажется на эксплуатации газопровода, Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий эксперт ФНЭБ и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Газпром вполне осознавал высокую вероятность того, что доказать в суде Дюссельдорфа тезис о неприменимости Третьего энергопакета к «Северному потоку-2» (СП-2) не получится. Все же строительные работы по состоянию на август 2021 года до сих пор не завершены, поэтому сложно было подтвердить, что проект был реализован до лета 2019 года (когда приняли поправки в Газовую директиву). Хотя с финансовой точки зрения вложения были сделаны действительно до поправок.

Достраивать газопровод, проводить пусконаладочные работы и сертификацию, решать вопросы по страхованию можно и сейчас. Решение суда в Дюссельдорфе этому не мешает. Как не мешает оно и возможному началу первых коммерческих поставок уже в 2021 году.

В дальнейшем существуют несколько вариантов действий для обхода антимонопольных ограничений.

Первый - добиться регистрации Nord Stream 2 AG как независимого оператора, несмотря на то, что этой компанией на 100% владеет Газпром. Соответствующая заявка уже подана властям Германии и ждет рассмотрения.

Второй вариант - создать виртуальный хаб в Балтийском море для продажи на нем газа. Тогда последние мили по СП-2 будет уже прокачиваться «голубое топливо», ставшее собственностью покупателей из числа газовых компаний-партнеров Газпрома.

Третий вариант - либерализовать российское законодательство об экспорте газа и разрешить трубопроводный экспорт иным компаниям, кроме Газпрома. Условный НОВАТЭК будет рад такой возможности, а с точки зрения загрузки СП-2 проблема будет решена. Возможно и создание специальной новой российской компании под задачу экспорта по газопроводу.

«Бодание» с третьим энергопакетом по СП-2 и по OPAL может затянуться, но в конечном счете сценарии полной загрузки вполне могут реализоваться. Если же власти Германии и евробюрократия будут слишком сильно упорствовать, то результатом станут существенно более высокие цены на газ в Европе, чем хотелось бы потребителям. В конце концов, стоит помнить, что высокие экспортные цены на газ вполне устраивают Россию.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 27.08.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики