Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина: "пилят" даже газ

Украина: "пилят" даже газ

Виртуальный реверс газа разоряет рядовых потребителей

Осенью 2015 года «Нафтогаз Украины» прекратил прямые закупки газа у «Газпрома», начав практиковать альтернативные — с тех пор компания использует преимущественно так называемую схему с виртуальным реверсом газа из Европы. Она предполагает, что Украина формально приобретает газ у европейских энергетических концернов, хотя по факту попросту отбирает российский газ из собственной транзитной трубопроводной системы. То есть этот газ физически не пересекает западную границу Украины, но его оформляют как импортированный из Европы.

Менеджмент «Газпрома» активно эти махинации критиковал, так как это нарушало условия долгосрочных российско-украинских газовых соглашений, действующих до конца 2019 года. Однако, подписание нового пятилетнего газового контракта (до 2024 года) разрешило «Нафтогазу» законно применять схему виртуального реверса. Что вроде бы позволило сделать импорт газа на Украину несколько дешевле.

Однако «Нафтогаз Украины» все равно существенно переплачивает из-за принципиального отказа от прямых поставок «Газпрома» «голубого топлива» в страну, и продолжает покупать газ у европейских компаний. Это происходит по пресловутым политическим мотивам — так украинские власти демонстрируют независимость от прямых поставок «Газпрома», которые могли бы быть заметно дешевле, чем реверсный газ.

Это, естественно, крайне негативно отражается на экономике страны и ведет к социальному кризису — сильно обедневшему населению за период «постмайданных» годов все сложней оплачивать растущие счета газ и электроэнергию.

По данным Министерства развития экономики Украины, средняя таможенная стоимость импортного природного газа при ввозе в страну в июле превысила отметку $357 за 1000 кубометров. По сравнению с июлем прошлого года цена выросла почти на $233.

Есть проблема и с динамикой формирования запасов газа в подземных хранилищах Украины (ПХГ) на предстоящий осенне-зимний период — сейчас они значительно ниже прошлогодних. По данным компании «Укртрансгаз», по состоянию на 15 августа в ПХГ накоплено около 17,6 млрд кубометров газа — это 57% от предельного объема. В прошлом году ситуация была куда лучше: к середине августа украинские ПХГ были заполнены на 77% (23,8 млрд кубометров). Холодная зима, схожая с прошлой, вполне может повториться. Что повышает риск возникновения энергетического кризиса в стране.

Тем временем, Украина продолжает активно заимствовать за рубежом — и, в частности, европейские кредиторы, которые, по логике, должны быть сильно заинтересованы в скорейшем улучшении экономического положения Незалежной, почему то вовсе не против субсидировать далекое сегодня от коммерческого выигрыша газовое направление. Причем никаких побуждающих рекомендаций как властям Украины, так и непосредственно «Нафтогазу», по оптимизации газового чека на импортируемый природный газ не дается. Это не иначе как орошает обширное поле для выстраивания и практики коррупционных схем. Получается режим зацикливания — кредитные интервенции бесшабашно тратятся «Нафтогазом» в основном на российский газ, закупаемый с весомой надбавкой у европейских компаний. Хотя переход к прямым закупкам газа у «Газпрома» позволил бы украинскому концерну солидно сэкономить, исключив банальную посредническую составляющую. Но оптимизации не происходит. И дело вряд ли только в политике. Прежде всего, здесь речь о лицах влияния – интернационале круге коррупционеров, наживающихся на авантюре. И за все эти безобразия расплачиваются в конечном счете как рядовые потребители Украины, так и пестрый пул предприятий страны.

Кстати, в «Нафтогазе» успел поработать Амос Хохштейн, назначенный Джозефом Байденом несколько недель назад спецпредставителем Госдепартамента США по энергетике — ему поручено курировать ход выполнения соглашения между США и Германией по «Северному потоку – 2». Хохштейн жаждет заняться снижением неких системных рисков для Украины из-за трансбалтийского газопровода, которые он лично давно «предвидел» и о чем прежде писал в соцсети Twitter. Госсекретарь США Энтони Блинкен, комментируя новое амплуа Хохштейна, подтвердил, что чиновник сосредоточится на проблеме угроз из-за реализации «Северного потока – 2». Но в самом назначении Хохштейна — больше антироссийской пропаганды, чем реальных угроз новой магистрали «Газпрома», построенной на 99%.

Между тем, рейтинговое агентство Fitch Ratings в марте сообщало, что оценивает автономный кредитный профиль «Нафтогаза» на уровне B- из-за неопределенности в отношении регулирования внутренних цен на газ и посредственных возможностях взыскания задолженности с потребителей при более слабой внутренней экономике и валютных рисках. Также в релизе Fitch подчеркивалось, что ликвидность компании окажется под давлением из-за ожидаемых высоких капитальных затрат, поскольку «Нафтогаз» инвестирует в свою ресурсную базу, в целях остановить падение производства газа.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Инфорос, 30.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики